Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада (блок 8, 9, 13)" (далее - закупка, электронный аукцион), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседания комиссии Красноярского УФАС России состоялись 25.01.2018 года в 11 часов 40 минут (по местному времени), 25.01.2018 года в 17 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика Л.А. Пузанова, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия.
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что заказчик устанавливает требования предоставить в первых частях заявок значения показателей товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
Из пояснений заказчика следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, поскольку, по его мнению, аукционная документация в обжалуемой части соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада (блок 8, 9, 13)".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик установил в разделе 3.2 требования к содержанию первой части заявки, из которых следует, что участникам закупки надлежит указывать в первых частях заявки конкретные показатели предлагаемого к использованию товара (материала).
Кроме того, анализ аукционной документации также позволил Комиссии установить факт наличия раздела "Товары, используемые при выполнении работ", содержащего требования к материалам, используемым при выполнении работ, технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям (далее - Требования к материалам) и раздела "Инструкция по заполнению заявки", который содержит разъяснения заказчика относительно заполнения заявок, в том числе относительно указания в первых частях заявок показателей предлагаемого к использованию товара.
При этом, Комиссией не установлен факт наличия в аукционной документации, в том числе в ее вышеуказанных разделах, исключений, распространяющихся на случаи, если на момент заполнения заявки участник закупки не обладает информацией о каком-либо конкретном показателе товара, поскольку такой показатель становится известным непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе следует из стандартов качества, которым такой товар должен соответствовать, из особенностей такого товара, либо особенностей определенного показателя такого товара).
Проанализировав Требования к материалам, Комиссия установила, что по позиции 1 "фасадные плиты" заказчиком установлены требования, в том числе к следующим показателям:
- "Отклонение от плоскостности и кромок от прямолинейности" - не более 2 мм;
- "Отклонение от прямоугольности (отклонение формы плиты от прямоугольной)" - не более 2 мм.
При этом, из системного толкования требований документации следует, что в первых частях заявок, указанные показатели должны быть конкретизированы.
Вместе с тем, из общедоступных источников и стандартов качества на указанный товар следует, что показатели "Отклонение от плоскостности и кромок от прямолинейности" и "Отклонение от прямоугольности (отклонение формы плиты от прямоугольной)" свидетельствуют о неровности фасадных плиток. При этом, поставить товар, который имеет одинаковые отклонения (неровности) невозможно, кроме того, невозможно не обладая конкретной партией такого товара, указать в заявке точные значения отклонений от прямолинейности и прямоугольности. Факт того, что заказчик требует указывать в заявках предельные значения вышеуказанных отклонений (а не точные значения отклонений), Комиссией не установлен (из документации данный факт однозначно не следует).
Комиссия отмечает, что требование заказчика предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными после производства определенной партии товара, в том числе путем проведения испытаний такой партии, является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые на момент подачи заявки имеют в наличии товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров, либо смогут только те лица, которые на момент подачи заявки имеют в наличии товар, конкретные значения показателей которого (в том числе показателей отклонений) они смогут установить путем проведения самостоятельных измерений.
Кроме того Комиссия отмечает, из общедоступных источников и стандартов качества на товар "Гидрофобизированные тепло-, звукоизоляционные плиты" следует, что показатели сжимаемости и прочности при сжатии также являются показателями, которые будут известны только после производства определенной партии такого товара и проведения испытаний партии.
Относительно иных показателей, на которые податель жалобы ссылается в своей жалобе, Комиссией не установлено, что указанные показатели являются излишне завышенными, являются требованиями, в том числе, к сырью из которого изготавливается товар, и (или) показателями технологии производства, испытания товара, и (или) показателями, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ. Доказательств обратного подателем жалобы представлено не было.
Таким образом, довод жалобы признан Комиссией частично обоснованным (в части вышеуказанных показателей), а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Однако, проанализировав протокол рассмотрения первых частей заявок, Комиссия не установила, что какая-либо из заявок отклонена аукционной комиссией только ввиду неуказания участником, подавшим такую заявку, конкретные значения показателей, которые будут известны только после производства и приобретения такого товара.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что отсутствуют основания для выдачи заказчику предписания об устранении допущенных им нарушений.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 января 2018 г. N 68
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018