Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов комиссии:
Казанов Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от ООО "Северспецстрой" - Кириллова К.И., доверенность от 20.07.2017;
от Заказчика - Титовой Е.К., доверенность от 15.01.2018 N 5; - Красновой К.О., доверенность от 22.01.2018 N 8;
от Уполномоченного органа - Генераловой Т.В., доверенность от 15.01.2018; - Попик В.С., доверенность от 20.03.2017;
от третьего лица ООО "ЛИГО - Дизайн трейдинг" - Веселовой А.Э., доверенность от 04.09.2017 N 13,
рассмотрев жалобы ООО "Северспецстрой" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной - Министерством по регулированию контрактной системе в сфере закупок Сахалинской области; на действия аукционной комиссии - Министерства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Сахалинской области (далее - аукционная комиссия, Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Южно-Сахалинск" (извещение N 0161200003717000106) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителя на положения аукционной документации, а также на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Общества, при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.
1. Проект государственного контракта (пункт 6.25.37, 11.1, 11.2) не соответствует положениям аукционной документации, а также содержит необоснованные требования к подрядчикам о наличии свидетельства СРО. Указанные действия заказчика нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В проекте государственного контракта заказчиком при утверждении документации об электронном аукционе установлены ненадлежащим образом возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а именно такие требования не соответствуют положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 570, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 13 части 1 информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, пункт 8 вышеуказанной нормы не относится к объекту рассматриваемой закупки, следовательно, установленные требования к составу второй части заявки о декларировании соответствия участников закупки требованию пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в приложении к Техническому заданию (далее - Приложение) указаны функциональные, технические, эксплуатационные характеристики товара, которые не соответствуют нормативной документации:
4.1 в строке 30 столбце 6 Приложения указано значение от 1100 до 1600 мм, при этом согласно названию столбца 6 и требованиям инструкции документации, данное значение не подлежит изменению. Тем не менее в столбце 6 показатель содержит слова "от" и "до". Однако при заполнении столба 7 участнику в соответствии с инструкцией необходимо указать конкретное показатель указанного значение из диапазона (от 1100 до 1600 мм), не включая крайние значения. Более того, заказчик указал не существующий показатель, поскольку ни ГОСТ, ни производители не имеют подобный параметр.
4.2. в строке 19 Приложения установлены требования к толщине брусьев 150 и более. Между тем, в ГОСТ не имеется значение более 150 при заданной толщине, при том, что нужно указать не менее три значения, а толщина лишь одна.
4.3 в строке 39, 40 Приложения предусмотрен товар "Выключатели автоматические ГОСТ Р 50345-2010", к нему установлен номинальный ток 2А, 4 А, между тем, ни ГОСТ, ни производитель не подтверждают возможность указания в заявке 2 и 4, равно в документации, поскольку таких параметров не существует у данного товара.
4.4 в строке 20 Приложения предусмотрен товар Бруски обрезные лиственных пород ГОСТ 2695-83, ГОСТ 18288-87, при этом Заказчиком установлена характеристика как ширина 60-200 мм и 60-130 мм, однако такая интерпретация размера ширина (60-200 и 60-130) не предусмотрена проведенным ГОСТом.
4.5 в пункте 26 Приложения предусмотрен товар "Блок дверной стальной ГОСТ 31173-2016", где указан характеристика такая как "По виду отделки профилей" [белого цвета, окрашенная в массе]; [цветные, окрашенные в массе]; [отделанные декоративной пленкой (ламинированные)], между тем, такое перечисление квадратных скобок знака ";" инструкцией не урегулировано, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность заказчика.
4.6 в строке 43 Приложения предусмотрен товар "Выключатели автоматические ГОСТ Р50345-2010", где указанный диапазон 2,5_ 10 не соответствует заявленному параметру тока, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность заказчика, поскольку для заявленного заказчиком номинального тока указанный диапазон значений составляет 1,5-6.
4.7 в строке 57 Приложения предусмотрен товар "Гидранты пожарные подземные ГОСТ Р 53961-2010", заказчиком установлены диапазоны: ход клапана 24-30; число оборотов штанги (штока) до полного открытия гидранта 12-15. Между тем согласно инструкции, из двух заявленных чисел участнику необходимо указать одну цифру. Однако сделать этого невозможно в силу прямого запрета ГОСТ.
4.8 в строке 112 Приложения предусмотрен товар Мастика битумная кровельная горячая ГОСТ 2889-80, Заказчик требует от участника указать применение в мастике антисептиков или гербицидов, при это марка должна соответствовать данной добавке, соответственно имеет свою аббревиатуру с содержанием букв "А" или "Б". Однако заказчик, чередуя вышеуказанные требование в нарушение ГОСТ 2889-80 не применил к перечисленным маркам МБК-Г-65, МБК-Г-75, МБК-Г-85, МБК-Г-100 буквы "А" или "Б" в зависимости от выбора поставляемого товара.
4.9 в строке 183 Приложения предусмотрен товар "Внутренний кассетный блок типа 5" указаны габариты блока (ШхВхГ) (мин. знач.) 800х200х800 (макс. знач.) 870х305х225, однако в соответствии с инструкцией невозможно указать конкретные показатели и определить потребность заказчика.
4.10 в строке 93 Приложения предусмотрен товар "Дверь противопожарная металлическая ГОСТ Р 57327-2016", где предусмотрено конструктивное исполнение "глухая или с остеклением", следовательно, подразумевает право выбора по исполнению, поскольку имеет союз "или", а в другом случае отношении этой же двери (строка 94) установлено конструктивное решение "остекление", то есть характеристики одного и того же товара противоречат друг другу, тем самым вводит участников в заблуждение.
4.11 в строке 106 Приложения предусмотрен товар "Линолеум коммерческий гетерогенный", где заказчик установил минимальные и максимальные значения показателей:
"Толщина покрытия общая" - 8,3_9,5 мм;
"Толщина защитного слоя" - 0,8_1 мм.
Однако при анализе данного товара имеющихся на ранке производителей, установлено, что при толщине защитного слоя 0,8 мм_1 мм не существует общей толщины покрытия 8,3_9,5 мм. Согласно сведений от производителей при толщине защитного слоя 0,8 мм общая толщина указанного линолеума составляет 2 мм. Следовательно, заказчик установил не существующие характеристики, присущее такому товару "Линолеум коммерческий гетерогенный".
5. Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо предложения участника в отношении объекта закупки, указать производителя товара (оборудования).
Учитывая вышеизложенное Заявитель просит провести проверки доводов, изложенных в жалобе, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе, в связи с чем выдать обязательно для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Помимо жалобы на положения аукционной документации, Обществом подана жалоба по действия аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок, при этом из жалобы Заявителя следует следующее.
Согласно общедоступной информации реестра государственных и муниципальных контрактов (44-ФЗ), а также реестра договоров (223-ФЗ) Единой информационной системы в сфере закупок", участник с порядковым номером N 5 имеет один единственный контракт, подпадающий под требования настоящей закупки.
Согласно карточке такого контракта (N 2650115377817000003) размещено дополнительное соглашение N 1 на одну сумму, однако при сложении итоговых сумм всех актов выполненных работ (КС-2) разменных в составе карточке контракта указанные суммы имеют отличие, причем итоговая сумма по сумме актов ниже, чем в дополнительном соглашении.
Указанное свидетельствует о предоставлении участником N 5 в составе заявки недостоверной информации в отношении опыта ранее выполненных работ, следовательно, аукционная комиссия была не вправе признать участника закупки (заявка N 5) победителем электронного аукциона. В связи с чем, аукционная комиссия нарушила положения части 2.1 статьи 31, части 1, 6 части 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая необъективный подход аукционной комиссии при определении победителя, Заявитель просит Комиссию Сахалинского УФАС России провести внеплановую проверку в отношении всех вторых частей заявок на соответствие требованиям документации электронного аукциона и Закона о контрактной системе.
Уведомлением-требованием от 18.01.2018 N 05-136 рассмотрение жалоб по существу назначено на 22.01.2018 15 часов 00 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано.
Таким образом, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения, рассмотрение жалоб по существу перенесено на 24.01.2018 14 часов 45 минут, о чем стороны извещены под аудиозапись.
После перерыва Комиссия, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
27.11.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Южно-Сахалинск"" (извещение N 0161200003717000106).
04.12.2017 17:24, 08.12.2017 17:29 Уполномоченным органом в извещение и аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 420 663 830 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 25.12.2017 в 10 часов 00 минут.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба по положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечению указанных сроков обжалование данных действий осуществляется только в судебном порядке.
Учитывая Письмо ФАС России от 29.12.2015 N ИА/76070/15 при поступлении жалобы контрольный орган в сфере закупок руководствуется положениями Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации, административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, контрольному органу в сфере закупок необходимо при получении жалобы учитывать, в том числе указанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.14 Регламента установлено, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Вместе с тем понятия "подача жалобы" и "поступление жалобы в контрольный орган" не идентичны, в связи с чем если жалоба подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.
При рассмотрении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению, либо ее возврате, специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области учитывалось вышеуказанное письмо ФАС России. При этом установлено, что жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган заказным письмо по Почте России. Согласно приставленной квитанции об отправке, приложенной в составе жалобы, такая жалоба подана в отделение связи 25.12.2017 в 08 часов 27 минут, то есть до окончания срока подачи заявок.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией установлено, что жалоба Заявителя соответствует требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
1. Рассмотрев первый довод Общества, Комиссия пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией).
Согласно действующему положению части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В аукционной документации в пункте 2.2 Заказчиком установлено при осуществлении закупки могут быть установлены к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Информация об установленных дополнительных требованиях указывается в извещении и Информационной карте.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком установлены единые требования к участникам в соответствии с пунктом 1 частью 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе. Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не должен быть менее цены заключаемого государственного контракта. Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 2.2 статьи 52 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017). В соответствии со статьей 55.8 ГрК РФ, в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, соответствие требованию о членстве в СРО должно быть подтверждено копией выписки (выданной саморегулируемой организацией) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, действующей на день окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В пункте 35 информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки. Так вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
В соответствии со статьей 55.8 ГрК РФ, в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, соответствие требованию о членстве в СРО должно быть подтверждено копией выписки (выданной саморегулируемой организацией) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, действующей на день окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого государственного контракта.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участника закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, согласно пункту 6.2.5.37 проекта государственного контракта указано, что подрядчик обязан предоставить заказчику, а также в установленном порядке в иные компетентные государственные и муниципальные органы свидетельство о допуске к видам работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывает влияние на безопасность указанных объектов, лицензии, приказ о назначении представителя Подрядчика, ответственного за строительство и другие необходимые документы.
В разделе проекта государственного контракта "Свидетельства и сертификаты" указано, что Подрядчик на все время действия Контракта должен иметь свидетельство о допуске к работам по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность указанных объектов, полученные у компетентных органов и организаций Российской Федерации.
11.2. Подрядчик получает свидетельства о допуске к работам, выполняемым Подрядчиком на Объекте, уплачивая при этом все необходимые платежи. Ответственность за просрочку получения, продления допуска, включая штрафы, несет Подрядчик.
11.3. Работы по Объекту, на выполнение которых требуются разрешения и/или лицензии в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ на момент выполнения таких работ, осуществляются Подрядчиком самостоятельно или путем привлечения субподрядных организаций, с наличием такого разрешения и/или лицензии.
При этом Комиссией учитывается, что установленная в проекте контракта обязанность не является требованием к участнику закупки на стадии проведения аукциона и подачи соответствующих заявок.
Более того, Комиссией также учитывается, что в соответствии с пунктом 19.1 проекта государственного контракта в случае, если в силу особенностей предмета настоящего Контракта выполнение каких-либо условий Контракта невозможно, то эти условия и ответственность за невыполнение этих условий, если она предусмотрена, считаются недействующими.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования установленные заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в информационной карте не противоречат требованиям действующего законодательства в сфере закупок, обязанности, установленные в пунктах 6.2.5.37, 11.2, 11.3 не являются требованиями к участнику закупки, более того, не определяют документы необходимые для подготовки второй части заявки. В связи с чем, первый довод заявителя Комиссией Сахалинского УФАС России признается необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
Из части 2 вышеуказанной нормы следует, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Частью 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление) установлено что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 01.07.2018;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 01.07.2018;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В ходе анализа аукционной документации Комиссией установлено, что в пункте 36 информационной карты приведен перечень возможных работ в полном объеме согласно подпункту "А" части 2 Постановления.
В приложении N 2 "Смета стоимости на выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Южно-Сахалинск" проекта государственного контракта определена графа "Стоимость работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту", которая заполняется победителем аукциона до заключения контракта и общая стоимость таких работ должна быть не мене 15 % цены государственного контракта.
В соответствии с пунктом "Б" части 2 Постановления в Приложении N 2 определен полный объем работ, предусмотренный документацией.
Из приведенных видов работ по объекту строительства Подрядчику предложено выбрать и заполнить соответствующую графу.
В соответствии с пунктом 19.7 проекта государственного контракта все указанные в Контракте приложения являются его неотъемлемой частью.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при утверждении документации соблюдены требования части 2 статьи 110.2 и Постановления N 570. Следовательно, довод заявителя Комиссией признается необоснованным.
Вместе с тем, ссылку Заявителя на решение ФАС России по делу N К-966/17 Комиссия признает несостоятельной, поскольку в указанном деле подлежали рассмотрению и исследованию иные обстоятельства, и содержит выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам по настоящей жалобе.
3. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 35 информационной карты Заказчиком установлено, что вторая часть на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 13 информационной карты, Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, Комиссией установлено, что среди единых требований заказчиком не установлены требования в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, третий довод заявителя Комиссией Сахалинского УФАС России признается необоснованными.
4. Рассмотрев довод жалобы Заявителя по вопросу необъективности описания объекта закупки, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), а также сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
4.1 В пункте 30 Приложения заказчиком установлены требования к Воздуховодам. В столбце 6 "Значения показателей, которые не могут изменяться" установлен диаметр от 1100 до 1600, при этом толщина установлена в столбце "Минимальный показатель" - 0,7.
Согласно пункту 3 ГОСТ 8468-81 Толщина стенок воздуховодов в зависимости от условных проходов приведены в рекомендуемом приложении.
Условный проход Dy |
Толщина стенок |
От 32 до 700 Свыше 700 |
1,0-3,5 2,0-5,0 |
Учитывая рекомендуемое приложение ГОСТ 8468-81 Комиссия приходит к выводу, что показатель диаметра (условного прохода) является неконкретным.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе все значения показателей, указанные в столбце "Значения показателей, которые не могут изменяться" являются неизменными показателями, вне зависимости от знаков, символов, союзов и слов, содержащихся в данном показателе. Неизменный показатель означает, что указанное значение показателя, не может изменяться и должно быть представлено участником в первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями заказчика.
Таким образом, участнику закупки необходимо при заполнении первой части заявки указывать показатель диаметра воздуховода с сопровождением слов "от" и "до". Следовательно, довод Заявителя Комиссией признается необоснованным.
4.2. В пункте 19 Приложения Заказчиком установлены требования к товару "Брусья обрезные хвойных пород ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87". Показатель толщина указан 150 и более, при этом ширина указана в диапазонном значении от (минимальный показатель) 100 до (максимальный показатель) 150.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки в случае если значение указано "число и более", участнику закупки необходимо предоставить не менее трех значений, включая указанное число.
В случае если для показателя одновременно установлены значения в столбце "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей", в столбце "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки", участнику следует предоставить конкретное значение, в рамках установленного диапазона, в соответствии с требованиями нормативных документов и технической части документации, за исключением требования "диапазон" и "фракция".
Из изложенного следует, что в приложении к техническому заданию при описании технических характеристики брусьев обрезных хвойных пород, которые должны использоваться при выполнении работ, установлено требование к толщине 150 и более, что согласно инструкции, необходимо при заполнении заявки указать три толщины к данному товару, а также требование к ширине брусьев в диапазонном значении от 100 до 150.
Вместе с тем согласно таблице ГОСТ 24454-80, указанной в пункте 2, Комиссией установлено, что ширина брусьев может иметь толщину (с учетом требований заказчика) трех значений - 100 мм, 125 мм, 150 мм. Иных значений по данному показателю, к примеру 101 мм, 102 мм, 103 мм иметь не может. В этой связи установление при описании требований к ширине брусьев диапазонного значения от минимального 100 до максимального 150 не соответствует требованиям ГОСТ
При этом в самой инструкции установлено, что если требования, прописанные перечислением нескольких марок или видов или типов и т.п. через ",", а перед последним стоит "или" либо ";", то необходимо выбрать одну из указанных марок (характеристик, видов и т.п.).
Вместе с тем Комиссией учитывается, что все предлагаемые материалы должны строго соответствовать нормативным документам, указанным в требованиях: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.,
Таким образом, если заказчику необходимо, чтобы работы по спорной закупке были выполнены с использованием брусьев с толщиной соответствующий ГОСТу, ему в силу положений утвержденной им же Инструкции необходимо было указать толщины брусьев в виде - 100, 125; (или) 150.
Указанное свидетельствует о том, что в отношении товара "Брусья" заказчиком в документации не установлены требования к его техническим характеристикам, соответствующие положениям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к ширине брусьев не позволяют определить потребность заказчика, что приводит к двоякому толкованию, что, исходя из принципов контрактной системы в сфере закупок, недопустимо. Следовательно, заказчик нарушил положения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, установленные требования к толщине брусьев в виде 150 мм и более, также не позволяют определить потребность заказчика. Поскольку при установленной заказчиком толщине брусьев показатели ширины в соответствии с таблицей ГОСТ отсутствуют.
Таким образом, учитывая вышеизложенное Комиссией установлено, что заказчиком допущены нарушения норм Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя по обжалованию пункта 19 Приложения признается обоснованным.
4.3 В пункте 39 Приложения Заказчиком установлены требования к выключателям автоматическим ГОСТ Р 50345-2010 с номинальным током 2. В пункте 40 Приложения установлены требования к выключателям автоматическим с номинальным током 4.
В пункте 5.3.2 ГОСТ Р 50345-2010 установлены предпочтительные значения номинального тока, к которым относятся:
6, 8, 10, 13, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80, 100, 125 А.
Вместе с тем, в ходе изучения сайтов производителей (IEK, SIEMENS, ABB) Комиссией установлено, что автоматические выключатели данные производители изготавливают с номинальным током от 0,5 А.
Учитывая, что ГОСТ содержит предпочтительные показатели, а потребностям заказчика отвечает не менее трех производителей, Комиссия решила признать довод Общества необоснованным.
4.4 В пункте 20, а также в пункте 21 Заказчиком установлены требования к брускам необрезным лиственных пород ГОСТ 2695-83, ГОСТ 18288-87. При этом, заказчиком установлена ширина брусков в диапазонном значении - 60-200 мм и 60-130 мм.
Согласно ГОСТ 2695-83, брусья обрезные могут иметь ширину значений - 60, 70 мм, 80 мм, 90 мм, 100 мм, 110 мм, 130 мм, 150 мм, 180 мм, 200 мм. Иных значений по данному показателю, к примеру 61 мм, 62 мм, 63 мм иметь не может. В этой связи установление при описании требований к толщине брусьев диапазонного значения 60-200, в равной степени, как 60-130 не соответствует требованиям ГОСТ
При этом в самой инструкции установлено, что если требования, прописанные перечислением нескольких марок или видов или типов и т.п. через ",", а перед последним стоит "или" либо ";", то необходимо выбрать одну из указанных марок (характеристик, видов и т.п.).
Вместе с тем Комиссией учитывается, что все предлагаемые материалы должны строго соответствовать нормативным документам, указанным в требованиях: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.,
Таким образом, если заказчику необходимо, чтобы работы по спорной закупке были выполнены с использованием брусьев с шириной соответствующей ГОСТу, ему в силу положений утвержденной им же Инструкции необходимо было указать ширину брусьев в виде - 60, 70, 80, 90, 100, 110, 130, 150, 180; (или) 200
Указанное свидетельствует о том, что в отношении брусьев заказчиком в документации не установлены требования к его техническим характеристикам, соответствующие положениям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к ширине брусьев не позволяют определить потребность заказчика, что приводит к двоякому толкованию, что, исходя из принципов контрактной системы в сфере закупок, недопустимо. Следовательно, заказчик нарушил положения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя признается обоснованным.
4.5 в пункте 26 Приложения предусмотрен товар "Блок дверной стальной ГОСТ 31173-2016", где указан характеристика такая как "По виду отделки профилей" [белого цвета, окрашенная в массе]; [цветные, окрашенные в массе]; [отделанные декоративной пленкой (ламинированные)].
Согласно инструкции по заполнению заявки В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
в случае если значения параметра указаны с использованием символа "точка с запятой" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений, указанных через данный символ.
Так из буквального прочтения требований установленных Заказчиком в Приложении с учетом Инструкции, участнику необходимо выбрать [1] или [2] или [3].
Учитывая вышеприведенные правила заполнения первой части заявки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлена соответствующая инструкция, позволяющая определить правило заполнения заявки. Следовательно, довод Общества Комиссией Сахалинского УФАС России признается несостоятельным.
4.6 В пункте 43 Приложения Заказчиком установлены требования к выключателю автоматическому: Номинальный ток - 25, диапазон номинальных сечений присоединяемых проводников от 2,5 до 10. При этом в данном пункте содержится ссылка на ГОСТ Р 50345-2010.
Согласно таблице 5 ГОСТ Р 50345-2010 номинальный ток свыше 16 до 25 включительно имеет диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников от 1,5 до 6,0 мм2. Номинальный ток свыше 25 до 32 включительно - от 2,5 до 10,0 мм2.
Из вышеуказанного следует, что диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников от 2,5 до 10,0 мм2 как установлено заказчиком в приложении N 3 к Техническому заданию показатель номинальный ток является ток - свыше 25 до 32 включительно, то есть 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32.
Таким образом, при утверждении аукционной документации, уполномоченным органом допущены нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в описании объекта закупки не в соответствии с требованиями действующего ГОСТа, что привело к двоякому толкованию при заполнении первой части заявки, следовательно, довод заявителя признается обоснованным.
4.7 В пункте 57 Приложения предусмотрен товар "Гидранты пожарные подземные ГОСТ Р 53961-2010" при этом заказчиком установлены требования к "Ход клапана" в диапазонном значении 24-30, "Число оборотов штанги (штока) до полного открытия гидранта" 12-15.
В силу Инструкции по заполнению заявки в случае если для показателя одновременно установлены значения в столбце "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей", в столбце "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки", участнику следует предоставить конкретное значение, в рамках установленного диапазона, в соответствии с требованиями нормативных документов и технической части документации, за исключением требования "диапазон" и "фракция".
Согласно пункту 5.2.1 ГОСТ Р 53961-2010 показатели назначений гидрантов должны иметь значения, соответствующие указанным в таблице 1.
В таблице 1 вышеуказанного ГОСТ значение "Ход клапана, мм" указано от 24 до 30 включ. Значение "Число оборотов штанги (штока) до полного открытия гидранта" от 12 до 15 включ.
Таким образом, требования заказчика об указании в первой части заявок конкретных показателей в рамках установленного диапазона по вышеуказанным параметрам, которые согласно ГОСТ Р 53961-2010 являются неконкретными, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод Заявителя признается обоснованным.
4.8 В пункте 112 Приложения заказчиком указаны требования к товару "Мастика битумная кровельная горячая ГОСТ 2889-80", при этом установлена марка МБК-Г-65, МБК-Г-75, МБК-Г-85; MБK-Г-100. Вместе с тем, показатель внешний вид подразумевает выбор - "_ антисептика или гербицида_"
Согласно пункту 1.2 ГОСТ 2889-80 условное обозначение марок мастики состоит из ее названия - мастика битумная кровельная горячая и цифры, обозначающей теплостойкость мастики определенной марки. В обозначение марок мастики с добавками антисептиков или гербицидов после обозначения теплостойкости добавляют соответственно букву А или Г.
Пример условного обозначения мастики (55 °С) с добавкой антисептика:
МБК-Г-55А;
С добавкой гербицидов:
МБК-Г-55Г
Учитывая изложенное, Комиссия установила, что заказчик в приложении к техническому заданию, устанавливает требования к марке без учета, подразумевающего выбор внешнего вида, а именно антисептика или гербициды.
Таким образом, требования, установленные к товару "Мастика битумная кровельная горячая ГОСТ 2889-80" приводят к двоякому пониманию потребностей Заказчика и более того, вводят участников заблуждение. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком необъективно описан объект закупки, что является нарушением пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод Заявителя признается обоснованным.
4.9 В пункте 183 Приложения Заказчиком предусмотрен товар "Внутренний кассетный блок типа 5", при этом указаны габариты блока (ШхВхГ) (мин. знач.) 800х200х800 (макс. знач.) 870х305х225.
Согласно инструкции по заполнению заявки Значение или диапазон значений, указанные в столбце "Минимальные значения показателей", является минимальным, в столбце "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки", участнику следует предоставить значение или диапазон значений, равное установленному или более установленного.
Значение или диапазон значений, указанные в столбце "Максимальные значения показателей", является максимальным, в столбце "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки", участнику следует предоставить значение или диапазон значений, равный установленному или менее установленного.
Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что требования к габаритам по глубине (Г) в столбце максимальное значение меньше чем требования глубина (Г) в столбе минимальное значение.
Таким образом, учитывая необъективность описание объекта закупки, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком при формировании технического задания допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, следовательно, довод Заявителя признается обоснованным.
4.10 В пункте 93 Приложения Заказчиком установлены требования к товару "Дверь противопожарная металлическая ГОСТ Р 57327-2016". Конструктивное исполнение - глухая или с остеклением. Вместе с тем, согласно последней сроке данного пункта, заказчиком указано остекление - огнестойкое, при этом показатель огнестойкая находится в столбце "Конкретные показатели используемого товара".
Таким образом, показатели, установленные в пункте 93 Приложения, приводят к двоякому пониманию потребностей заказчика, более того, установление характеристики одного и того же товара противоречат друг друга, тем самым действия заказчика вводят участников закупки в заблуждение. В связи с чем, Заказчик признается нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя обоснованным.
4.11 В пункте 106 Приложения предусмотрен товар "Линолеум коммерческий гетерогенный", где заказчик установил минимальные и максимальные значения показателей:
"Толщина покрытия общая" - 8,3_9,5 мм;
"Толщина защитного слоя" - 0,8_1 мм.
Комиссия, изучив документы, представленные в материалы дела, а также сайты производителей "FOBRO Flooring", "POLYFLOR", "GERFLOR" и "ТАРКЕТ" пришла к выводу, что заказчиком установлены несуществующие показатели общей толщины покрытия.
Согласно сайту производителя "ТАРКЕТ" коммерческий линолеум выпускается с толщиной 2 мм; 3 мм; 4 мм. Линолеум с толщиной 5 мм и 6 мм не выпускаются, однако, Заказчиком в приложении к техническому заданию указана толщина покрытия 8,3-9,5 мм.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что заказчиком установлены не существующие показатели товара, доказательств обратного, заказчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод заявителя признается обоснованным.
Учитывая в совокупности выявленные нарушения, Комиссия Сахалинского УФАС России признает четвертый довод Общества частично обоснованным.
5. Относительно пятого довода Общества Комиссия сообщает следующее.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержатьсогласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в пункте 354 Информационной карты документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не установлено требование об указании производителя товара в составе первой части заявки. Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что в силу инструкции по заполнению первой части заявки участник закупки представляет заявку в любой удобной форме.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя Комиссией признается несостоятельным, поскольку наименование столбца не относится к требованиям, предъявляемым заказчиком к участникам аукциона.
Рассмотрев жалобу ООО "Северспецстрой" на действия аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товаров, работам услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанных дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) в качестве дополнительного требования устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из пункта 35 информационной карты аукционной документации следует, что документы подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе являются:
5) копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен частью 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что в ходе анализа и сопоставления информации размещенной в Единой информационной системе ООО "Северспецстрой" пришло к выводу, что победитель электронного аукциона не подтвердил опыт в соответствии с Постановлением N 99.
При изучении заявки победителя Комиссия установила, что победителем представлен контракт, в подтверждение наличия опыта, в том числе информация об его исполнения, соответствующая той, которая представлена обществом в составе второй части заявки, а именно информации о том, что обязательства по данному контракту выполнены обществом в объемах, необходимых заказчику по контракту, выполнены надлежащим образом, о чем свидетельствует неприменение к нему каких-либо санкций, без замечаний по качеству и в установленный срок. Более того, выполненные работы оплачены в той сумме, которая указана в представленных обществом в подтверждение наличия опыта документах. При этом Комиссией учитывается, что помимо актов по форме КС-2, позволяющих установить вид и характер выполненных по контракту, представленному в подтверждении наличия опыта, работ, обществом представлен и акт по форме КС-11, который согласно условиям представленного контракта и положениям действующего законодательства РФ подписывается сторонами тогда, когда все работы по контракту выполнены. Данный акт подписан со стороны заказчика без замечаний. При этом представление данного акта, учитывая его целевое назначение, исходя из положений представленного контракта и правил относительно его формы, содержания и назначения, не может не свидетельствовать о том, что обществом работы по представленному им в подтверждении наличия опыта контракта, успешно выполнены в тех объемах, в которых требовалось заказчику.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия решила признать довод Заявителя необоснованным.
Вместе с тем, при проверке вторых частей остальных участников аукциона Комиссия установила, что все заявки соответствуют требованиям аукционной документации и требованиям Закона о контрактной системе. В связи с чем, довод ООО "Северспецстрой" о несоответствии остальных участников аукциона Комиссией Сахалинского УФАС России признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные нарушения, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), более того по выявленным нарушением ни одного из участников электронного аукциона не отклонили, при этом Комиссией учитывается, что до участия в аукционе допущено 4 (четыре) участника, что свидетельствует об отсутствии ограничении конкуренции, а также снижение начальной (максимальной) цены контракта на 19,5 %.
Таким образом, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северспецстрой" на положения аукционной документации, утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Южно-Сахалинск" (извещение N 0161200003717000106) - частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Северспецстрой" на действия аукционной комиссии - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Универсальный тренировочный спортивный комплекс с ледовой ареной в г. Южно-Сахалинск" (извещение N 0161200003717000106) - необоснованной
3. Признать уполномоченный орган - Министерство по регулированию контрактной системе в сфере закупок Сахалинской области, утвердившего аукционную документацию нарушившим требования пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
С.А. Дубровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 января 2018 г. N 8/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018