Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Соломатина,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителя ООО "РОС-М": Ханжина П.В.,
в отсутствие представителей Администрации поселения Московский уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N МГ/1652/18 от 16.01.2018.
рассмотрев жалобы ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по обустройству места массового отдыха населения (Закупки NN 0148300014517000110, 0148300014517000108) (далее - Аукцион),в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалоб, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными и детализированы, в частности, к таким товарам как
- "Тренажер": "Стойка должна быть изготовлена из металлической профильной трубы размерами профиля (ширина х высота х толщина) от 60х60х3. длиной до 620. К верхнему торцу стойки должна быть приварена верхняя часть наклонной стойки, расположенная по отношению к стойке под острым углом. К нижнему торцу стойки должна быть приварена плита гнутая размерами(длина х ширина х высота) от 270х70х30, исполненная из металлического листа толщиной более 3 из стали. В отверстия плиты должны вставляться анкерные болты, с помощью которых тренажер может быть установлен на любую подготовленную площадку",
- "Гимнастический комплекс": "Шведская стенка должна состоять из двух стальных вертикальных стоек длиной не менее 2550, изготовленных из металлической трубы диаметром более 75 с толщиной стенки от 2. Стойки: должны быть соединены между собой восемью перекладинами, изготовленными из металлической трубы диаметром от 26,8 толщиной от 2,8. Оба конца перекладин должны быть поджаты до половины диаметра и приварены по периметру прилегания между стоек. Расстояние между осями перекладин должно быть не более 300. Расстояние от торца стоек до оси нижней перекладины должно быть 190. Расстояние между вертикальными стойками должно быть не более 825. Верхние торцы стоек должны быть закрыты пластиковыми заглушками. На нижних концах стоек на расстоянии 30 мм от торцов должны быть предусмотрены сквозные отверстия для присоединения к грунтозацепам".
По мнению Заявителя жалобы, конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобах к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, поскольку описание требуемых свойств применяемых товаров составлено таким образом, что отражено не в виде одного единого документа, отражающего перечень требуемых товаров и их необходимых свойств, а в виде четырех отдельных документов: Приложения к техническому заданию: N1. СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, N2, СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, N3, СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, N4. СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ.
При этом, в указанных документах установлены идентичные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, так, например, по товарам "Песок", "Эмульсия", "Геотекстиль иглобробивной", "Бетонная смесь", что увеличивает объем информации и затрудняет подготовку заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные требования установлены в нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалоб, Заказчиком в аукционных документациях установлены требования в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в нарушение Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению первой части заявки установлены требования, которые, по мнению Заявителя вводят участников закупки в заблуждение, что не позволяет участникам закупки корректно определить положение инструкции и заполнить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации, а именно: "не" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; Символ "не
", - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель менее указанного значения", поскольку инструкция и так содержит типовые условные обозначения, однозначно указывающие на суть требования: "более", "больше", "менее", "меньше", ">", "<". Аналогичные нарушения содержаться при описании обозначений "диапазон", "в диапазоне" - "указывают на необходимость указания диапазона значений (с учетом трактовки символов, о включении и не включении крайних значений в соответствие с положениями инструкции). Слова "диапазон", "в диапазоне" являются приоритетными по отношению к другим символам и словам, используемым в настоящем приложении, обязывающими предоставить конкретный показатель.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, а именно, в части описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Заявитель указывает на установление в Приложении N1 к Техническому заданию, а также в Приложении N2 к Техническому заданию излишних требований к второстепенным характеристикам товара, которые являются очевидными исходя из значений основных характеристик, в частности:
- п. "Болты с гайками и шайбами строительные ГОСТ ISO 898-1-2014, ГОСТ Р ИСО 898-2-2013, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 15591-70, ГОСТ 15522-70, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 7796-70": "Конструкция: Болты и шайбы и гайки должны применяться совместно и иметь одинаковые размерные характеристики. Номинальный диаметр резьбы болты: 8;10;12 мм. Класс прочности болтов 8.8;9.8;10.9. Класс точности болтов должен быть С;В. Исполнение болтов 4;3;2;1. Головка болта: Болты должны быть с шестигранной уменьшенной головкой. Длина резьбы болта 22;26;30 мм. Шаг резьбы болта 1.25;1.5;1.75 мм. Диаметр описанной окружности болта Не должно быть < 13.1 мм. Диаметр отверстия в стержне болта 2.0;2.5;3.2 мм. Размер (R) Должно быть не менее 0.4. Размер "под ключ" болта 12;14;17;13;16;18. Резьба болта полная Да или нет. Высота головки болта 4;4.2;5;5.3;6;6.4;7;7.5. Длина болта 30 или 35 или 40 или 45 или 50 или 55 или 60 или 65 или 70 или 75 или 80 или 90 или 100 или 110 или 120. Размер (l2) 2.8 или 3.5 или 4.0. Диаметр отверстия в головке болта 2.5 или 3.2. Класс точности гайки должен быть В. Размер "под ключ" шестигранной гайки 12;14;17. Диаметр описанной окружности гайки (e) не менее 13.1. Высота гайки (m) 6.0;4.0;5.0. Шаг резьбы гайки 1.25;1.5;1.75. Класс точности шайбы А;С. Исполнение шайбы 1;2. Толщина шайбы 1.6 или 2.0 или 2.5. Внутренний диаметр шайбы 8.4;9.0;10.5;11.0;13.0;13.5".
При этом, согласно п.1.1 ГОСТ 11371-78, п.2 ГОСТ 15591-70,п.8 ГОСТ 15522-70, общедоступные характеристики болтов, гаек, шайб, обозначаются условными значениями, которые включают в себя шайбы - исполнение, класс точности, диаметр резьбы, марка стали, толщина цинкового покрытия; болты - диаметр резьбы, класс прочности, длина; гайки - диаметр резьбы, шаг резьбы, класс прочности.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации по закупке N0148300014517000108 к товарам п. "Камни бетонные бортовые", п. "Урна", а также по закупке N0148300014517000110 к товарам п. "Эмульсия", п. "Скамейка".
5. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционах, и привести к ограничению количества участников закупки, по следующим позициям:
п. "Урна металлическая": "Двойные стенки и дно допускаются;, не допускаются", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку установленные одновременно условные обозначения "," и ";" не позволяют определить, каким свойством должен обладать товар.
Заказчиком установлены требования по п. "Навес от дождя и солнца "Пикник" или эквивалент", п. "Комплект мебели "Пикник 3" или эквивалент", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку эквивалентность товара установлена для наименования товаров, а не в отношение товарного знака.
п. "Информационная доска": "Рамы квадратная, прямоугольная: приваривается к опоре по периметру прилегания, Рама размерами(длина х ширина): от 1230 х от 1230", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку требования к товарам установлены так, что требуемые варианты характеристик установлены не в требуемых значениях показателя, а в наименованиях параметров. Аналогичные нарушения содержатся по п. "Семена газонных трав", "Щебень".
п. "Вазон уличный бетонный квадрат": "Высота от 350 мм, Высота более 300 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в описании требований к товарам установлено одновременно несколько диапазонов возможных значений для одного и того же параметра товара.
п. "Бетонная смесь": "Класс прочности используемого бетона Класс прочности используемого бетона В5-В22,5", согласно инструкции по заполнению первых частей заявок: "Символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений из данного диапазона, не включая крайние значения", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку требования к товарам установлены так, что необходимо предоставить значения показателей в виде диапазона, при этом, такие параметры не могут иметь диапазонное значение. Аналогичные нарушения содержатся по п. "Мангал", "Болты с гайками и шайбами", "Песок по ГОСТ 31424-2010".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в аукционах подано 2 заявки, при этом аукционной комиссией не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционах на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционных документаций, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "РОС-М" на действия Администрации поселения Московский обоснованными в части установления неправомерных требований к товарам.
Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Соломатин
Д.С. Бруев
исп. Д.С. Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 января 2018 г. N 2-57-431/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2018