Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФКУ "ЦОКР": Плетнева А.С., Кузьмина И.А.,
ООО "РОС-М": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ЦОКР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту 2 этажа административного здания Федерального казначейства, расположенного по адресу: г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр.1 (Закупка N 0895100000117000424) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/2266/18 от 17.01.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе создает препятствия для достоверного определения потребности заказчика и подготовки заявок, а именно: "Знак "_X", применяемый при указании размеров, объемов товаров означает пределы допуска по размерам и должен трактоваться как указание на диапазонное значение, подлежащее конкретизации. Данный символ, сопровождающий любой параметр кроме размера, должен трактоваться как установленный Заказчиком предел допуска по показателю и изменению не подлежит". По мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку один и тот же символ в описании обозначает различные требования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция составлена таким образом, что позволяет определить потребность Заказчика, а именно знак "_X" изменению не подлежит конкретизации значения по пределу допусков.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того, Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе на условиях аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены положения инструкции по заполнению, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а именно: "Если при описании товара содержится требование о соответствии какого-либо показателя конкретному пункту ГОСТ (ОСТ), то участник закупки в заявке на участие в определении поставщика обязан указать конкретные значения показателей, приведенных в пункте, ГОСТ (ОСТ), на который имеется ссылка в настоящей документации. В случае, если в техническом задании показатели, указанные Заказчиком превышают допустимые значения ГОСТа (ОСТа) или конкретный показатели, указанный заказчиком не соответствуют значениям ГОСТа (ОСТа), участнику закупки следует руководствоваться требованиями ГОСТа (ОСТа)", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку установление требуемых характеристик товаров, противоречащих нормативным документам, которым также установлено соответствие, указывает на необъективность описания объекта закупки, поскольку потребность заказчика достоверно не выражена.
Также согласно инструкции по заполнению заявки "требования к сорту, классу, типу, марке, группе описываются с применением условных обозначений "не хуже", "не ниже", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку такой прием описания не позволяет определить потребность заказчика, т.к. класс, марка, тип, сорт и т.п. в соответствии с положениями нормативных документов не характеризуются понятиями "лучше" или "хуже", например по п.25 "Гипсокартон" Заказчиком установлено требование: "Листы из гипсокартона по своим свойствам должны иметь следующие технические характеристики: не ниже группы В2", что не позволяет определить потребность Заказчика, а также какая марка является маркой не ниже В2. Кроме того, Комиссией Управления установлено, что аукционной комиссией Заказчика принимались решения об отказе в допуске заявки по п.25 "Гипсокартон" - "Листы из гипсокартона по своим свойствам должны иметь следующие технические характеристики: не ниже группы В2".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований инструкции по заполнению заявки вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены излишние требования, которые возможно определить исключительно после проведения испытаний отдельной партии товара и не позволяет указать конкретные значения показателей на момент подачи заявки, например: п.25 "Гипсокартон" установлены характеристики, такие как: "Разрушающая нагрузка для продольных образцов в зависимости от выбранной участником закупки толщины листа должна быть от 222Н до 404 Н", "Разрушающая нагрузка для поперечных образцов в зависимости от выбранной участником закупки толщины листа должна быть от 81Н до 126 Н", также в своей жалобе Заявитель указывает на установление подобных требований в аукционной документации по п.п 16, 17, 24, 25, 26, 27, 29, 37, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 62, 63, 82, 83, 84, 88, 89, 107, значения которых возможно определить после проведения испытаний определенной партии товара.
На заседании Комиссии Управления Заказчик не предоставил возражений и документов подтверждающих необходимость установления требований к характеристикам товаров, значения которых не предоставляется возможным определить на момент подачи заявки, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- в п. 9 "Умывальник" установлено: "Свойства: должен быть без отверстия в полочках для установки смесительной арматуры или с отверстием в полочках для установки смесительной арматуры", при этом установлено требование: "Внешний вид раковины должен соответствовать изображению:
Согласно требованию о соответствии изображению, умывальник обязательно должен иметь отверстие в полочке. Таким образом, установлены одновременно различные допустимые значения могут вводить участников закупки в заблуждение.
- В п. 45 "Шпатлевка финишная" установлено: "Расход смеси при слое 1 мм должен быть не более 1 кг/м", "Расход смеси при слое 1 мм должна быть не более 1,1 кг/м
.", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку для одного и того же параметра установлено одновременно два различных диапазона возможных значений.
- В п. 36 "Петли для дверных блоков" установлено: "Тип петель должен быть ПН3 или ПН2 или ПН1. Высота петель должна быть 70 мм или 85 мм или 98 мм или 110 мм или 130 мм или 150 мм. Размер (B) должен быть 22 мм или 27 мм или 30 мм или 35 мм. Размер (R) должен быть 8 мм или 10 мм или 12 мм или 15 мм. Размер (a) должен быть 10 мм или 12,5 мм или 15 мм. Размер (a1) должен быть 25 мм или 32,5 мм или 30 мм или 35 мм или 40 мм. Размер (b1) должен быть 6 мм или 7 мм или 8 мм или 9 мм. Размер (b) должен быть 10 мм или 13 мм или 16 мм или 19 мм. Размер (d) должен быть 7 мм или 8 мм или 9 мм. Размер (h) должен быть 34 мм или 38 мм или 42 мм или 46 мм 33,5 мм или 41 мм или 53,5 мм или 63,5 мм или 73,5 мм. Должны быть в одном цветовом решении с дверной ручкой и замком. Должны соответствовать ГОСТ 5088-2005", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку значения параметров "Размер (h)", "Размер (d)", "Размер (b)", "Размер (b1)", "Размер (a1)", "Размер (a)", "Размер (R)", "Размер (B) напрямую следуют из значений параметров Тип петель и Высота петель.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.16 "Полипропиленовая труба" Заказчиком установлены требования: "Номинальное давление должно быть не менее двух МПа. Температура плавления должна быть более ста сорока шести °С. Длина трубы должна быть не более четырех метров. Наружный диаметр должен быть тридцать два мм. Диаметр условного прохода должен быть двадцать пять мм. Толщина стенки должна быть не более 6,4 мм. Должна соответствовать ГОСТ 32415-2013", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку часть числовых значений показателей представлена в виде текстовых формулировок, отражающих цифровые значения. Таким образом, описание объекта закупки является необъективным в виду того, что в нем применяются нестандартные условные обозначения и терминология.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования позволяют определить потребность Заказчика, а также сформировать заявку на участие в данном аукционе.
- В п.41 "обои" установлены требования: "Обои должны быть виниловые рифленные на флизелиновой основе. Должны быть предназначены для оклейки стен и потолков общественных зданий. Длина полотна в рулоне должна быть не менее 25,0 м. Ширина рулона должна быть не менее 1,06 м. Склейка полотна для рулона с длиной полотна, указанной Участником Закупки, в соответствии с ГОСТ 6810-2002 не допускается или не более одной или не более двух. Плотность полотна должна быть не менее 180 г/м2. Марка обоев должна быть В-0 или В-1 или М-1 или М-2 или М-3. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 6810-2002", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку требований к товарам установлены в виде сплошного текста без четкого выделения в отдельные графы обособленно установленного наименования требуемого параметра и требуемого значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования позволяют определить потребность Заказчика, а также сформировать заявку на участие в данном аукционе, поскольку все значения разделены знаками препинания, что позволяет определить требуемый параметр и требуемое значение.
- В описании требуемых свойств, требования к отдельным товарным позициям составлены так, что практически полностью дублируют требования к товарам с идентичным наименованием, например по п.95 "Автоматический выключатель", п.96 "Автоматический выключатель", п.97 "Автоматический выключатель", п.99 "Автоматический выключатель", характеристики являются идентичными, кроме характеристики "Номинальный ток", что может вводить участников закупи в заблуждение, поскольку обязывает заполнять идентичные параметры. Также в своей жалобе Заявитель указывает на установление требований подобным образом по п. "Кабель силовой", п. "Рамка универсальная".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары не являются идентичными и требуются для удовлетворения потребностей Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того, Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований вышеуказанным образом, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе на условиях аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия ФКУ "ЦОКР" обоснованной в части установления неправомерных, избыточных требований к товарам, положения инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 января 2018 г. N 2-57-603/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018