Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ": С.В. Гущина,
в отсутствие представителей ООО "АРОСА", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/3583/18 от 24.01.2018,
рассмотрев жалобы ООО "АРОСА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении конкурсов с ограниченным участием на право заключения государственных контрактов на поставку продуктов питания (Закупки NN 0373200017417000772, 0373200017417000777, 0373200017417000775, 0373200017417000779, 0373200017417000780) (далее - конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NМГ/3583/18 от 24.01.2018.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в конкурсных документациях неправомерно установлены положения порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть в том числе обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсным документациям по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается количество у участников закупок руководителей подразделений и ключевых специалистов, в т.ч. водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, бухгалтеров и др., привлекаемых к исполнению контрактов. Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества руководителей и ключевых специалистов, привлекаемых к исполнению контракта, которое производится по формуле: НЦБi = 0,3х100х (К предложение участника/Кmax предложение). Сведения о работниках представляются по форме и подтверждаются декларацией о достоверности представленных данных участником конкурса.
N п/п |
Наименование должности персонала, привлекаемого для исполнения контракта с Заказчиком |
Собственный штат/ |
Количество |
|
_.. |
_ |
_ |
|
Итого: |
х |
|
Таким образом, Заказчик оценивает общее число сотрудников организации с учетом лиц, привлекаемых для оказания услуг по гражданско-правовому договору.
Согласно доводам жалоб вышеуказанный порядок оценки дает необоснованное преимущество крупным компаниям, при этом, по мнению Заявителя, для исполнения контрактов по предметам рассматриваемых закупок достаточно одного менеджера, одного бухгалтера, пары кладовщиков и водителей.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалоб Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалоб, свидетельствующие о нарушении Заказчиком конкретных норм Закона о контрактной системе, а также указывающие на то, каким образом Заявитель определил потребность Заказчика в предельном количестве сотрудников в составе 5 человек: одного менеджера, одного бухгалтера, двух кладовщиков и двух водителей.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ввиду невозможности определения предельного значения количества сотрудников, необходимых для оказания услуг, Заказчиком выбран порядок оценки, предусмотренный п.23 Правил, что не противоречит нормам законодательства об осуществлении закупок. При этом в рамках оспариваемого показателя Заказчик оценивает сотрудников, не только числящихся в штате организации, но и привлекаемых по аутсорсингу, что представляет участникам закупок возможность привлечения специалистов в том количестве, которое, по их мнению, требуется для качественной поставки товара в рамках контрактов.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Кроме того, в своих жалобах Заявитель указывает на неправомерно установленный, по его мнению, порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с учетом необходимости представления в составе заявок исключительно оригиналов соответствующих документов.
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть в том числе деловая репутация участника закупки.
Так в конкурсных документациях определено, что по показателю "Деловая репутация участника закупки" оценивается наличие у участников закупок положительных отзывов с предыдущих мест поставки за предшествующие 4 года (в области поставки пищевых продуктов в государственные учреждения и лечебно-профилактические учреждения здравоохранения). Порядок оценки: общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества представленных участником конкурса оригиналов положительных отзывов по предыдущему месту поставки за предшествующие 4 года (в области поставки пищевых продуктов в государственные учреждения и лечебно-профилактические учреждения здравоохранения), которое производится по формуле: НЦБi=КЗх100х(Кi/Кmax), где КЗ - коэффициент значимости показателя, Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по вышеуказанному показателю оцениваются оригиналы отзывов для возможности проверки их достоверности.
Вместе с тем, установленные в ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе требования к оформлению заявок на участие в конкурсе обеспечивают ответственность участников закупки за подлинность и достоверность представленных в составе заявки информации и документов.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что отзывы являются по сути такими документами, которые участник закупки получает единожды по волеизъявлению иных хозяйствующих субъектов, выражающих таким образом официальную благодарность, признательность и удовлетворенность результатам выполненной работы или оказанной услуги. При этом необходимость представления в составе заявок на участие в рассматриваемых конкурсах оригиналов положительных отзывов создает препятствия для участников закупки в представлении копий этих отзывов в составе заявок на участие в иных конкурентных процедурах, а также фактически лишает участников оспариваемых закупок возможности использовать в последующем такие отзывы в целях, связанных с осуществлением их коммерческой деятельности, например для разработки соответствующего раздела на официальном сайте или создания портфолио для презентации потенциальным деловым партнерам.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб Заявителя и о нарушении Заказчиком п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "АРОСА" на действия конкурсной комиссии ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" обоснованными в части установления неправомерных положений порядка оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" относительно оценки исключительно оригиналов положительных отзывов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1. ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ"
123182, Москва, ул. Пехотная, д. 3
2. ООО "АРОСА"
129090, Москва, пер. Живарев, д.8, стр.3, ком.1-6, этаж 4
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1033/77-18 об устранении нарушении
Законодательства об осуществлении закупок
29.01.2018 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
на основании решения Комиссии от 29.01.2018 по делу N2-57-1033/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "АРОСА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении конкурсов с ограниченным участием на право заключения государственных контрактов на поставку продуктов питания (Закупки NN 0373200017417000772, 0373200017417000777, 0373200017417000775, 0373200017417000779, 0373200017417000780) (далее - конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протоколы рассмотрения и оценки конкурсных заявок, Протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсах, разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупок ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсах с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсах.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупок, подавшим заявки на участие в Конкурсах, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсах.
3. Заказчику:
- привести Конкурсные документации в соответствие с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения от 29.01.2018 по делу N2-57-1033/77-18, а также разместить соответствующие документации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсах, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурсов, а также разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсах должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок соответствующих Конкурсных документаций до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсах такой срок составлял не менее чем десять рабочих дней.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 16.03.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 29.01.2018 по делу N2-57-1033/77-18 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2018 г. N 2-57-1033/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2018