Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ФКУ "ДЕЗ СКИТР": А.В. Тарасеева, И.В. Ущёкиной,
в отсутствие представителей ООО "Центр сопровождения торгов", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/3538/18 от 24.01.2018,
рассмотрев жалобы ООО "Центр сопровождения торгов" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ДЕЗ СКИТР" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на строительство объектов: "Научно-лабораторный комплекс Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук г. Архангельск, Архангельская область" и "Лаборатория клонального микроразмножения с биотронным комплексом пос. Михнево, Московская область" (Закупки NN 0373100005217000030, 0373100005217000031) (далее - аукционы, электронные аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении указанных электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/3538/18 от 24.01.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении Заказчиком в проектах государственных контрактов срока действия таких контрактов, значительно превышающего сроки выполнения работ, предусмотренных документациями.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 4.2 раздела 4 проекта государственного контракта по закупке N0373100005217000030 указано, что общий срок выполнения работ по контракту с момента заключения контракта по 20 декабря 2019 года. В п. 4.2 раздела 4 проекта государственного контракта по закупке N0373100005217000031 указано, что общий срок выполнения работ по контракту с момента заключения контракта по 20 декабря 2018 года.
При этом, в соответствии с п. 14.1 раздела 14 проекта государственного контракта по закупке N0373100005217000030 срок действия государственного контракта с момента его подписания сторонами до 20 декабря 2021 года, а согласно п. 14.1 раздела 14 проекта государственного контракта по закупке N0373100005217000031 срок действия государственного контракта с момента его подписания сторонами до 20 декабря 2020 года, что на 2 года превышает срок выполнения работ, предусмотренный указанными проектами контрактов.
По мнению Заявителя, установление такого срока действия контракта, ограничивает количество участников закупки, поскольку приводит к дополнительным затратам участников на оформление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, действие которой должно не менее чем на 1 месяц покрывать срок действия контракта.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в соответствии с п. 12.3 проектов государственных контрактов по указанным аукционам в срок действия государственных контрактов включен срок гарантии на выполненные работы и применяемое оборудование, который составляет 24 месяца с даты утверждения Акта приемки объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалоб заявителя отсутствуют документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, в частности, доказывающие, что установление таких сроков действия государственных контрактов приводит к ограничению количества участников закупки. Кроме того, в жалобах отсутствует указание на конкретную норму Закона о контрактной системе, которую, по мнению Заявителя, нарушил Заказчик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб.
2. Также Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении сроков ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам жалоб, Заявителем 29 декабря 2017 года направлены запросы на разъяснения положений аукционных документаций. При этом, Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения на указанные запросы 09 января 2018 года, что, по мнению Заявителя, нарушает установленные Законом о контрактной системе сроки размещения таких разъяснений.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 112 Трудового Кодекса Российской Федерации 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января являются нерабочими праздничными днями в Российской Федерации. При этом, 30 и 31 декабря 2017 приходятся на субботу и воскресенье, являющихся выходными днями.
Таким образом, Заказчиком размещены разъяснений положений аукционных документаций в первый рабочий день, следующий за днем направления Заявителем запросов, поскольку являясь государственным учреждением Заказчик не имел технической возможности разместить разъяснения положений документации в нерабочии дни.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещениями о проведении электронных аукционов от 26.12.2017 дата окончания подачи заявок на участие в аукционах установлена 16.01.2018, в связи с чем, у Заявителя имелась возможность формирования и подачи заявок на участие в электронных аукционах после опубликования Заказчиком разъяснений положений аукционных документаций.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления не усматривает нарушений Заказчика в части сроков опубликования разъяснений положений аукционных документаций.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком установлено неправомерное положение п.5.1 раздела 5 проектов контрактов, согласно которому "Платежи за выполненные подрядные работы будут производиться Государственным заказчиком при условии поступления бюджетных средств", что по сути определяет право Заказчика не оплачивать Поставщику поставленные товары в случае уменьшения бюджетных лимитов.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснил, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета, в следствие чего, Заказчик может оплатить выполненные подрядные работы только при поступлении бюджетных средств на лицевой счет Заказчика.
Вместе с тем, положения ч.6 ст.161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливают, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Так, согласно п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных п.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Законом о контрактной системе не установлены положения, согласно которым сам факт оплаты привязан к наличию или отсутствию бюджетного финансирования. При этом, обжалуемые положения проектов контрактов создают преимущественные условия Заказчику, заключающиеся в возможности неоплаты выполненных работ.
Кроме того, согласно ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ч.7 ст.17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика.
Согласно положениям ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая вышеизложенное, указание в контрактах в качестве условий оплаты товара, работы, услуги таких условий, как "при условии поступления бюджетных средств", противоречит положениям, предусмотренным ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб Заявителя и о нарушении Заказчиком положений ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует установление в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, а именно:
- В п. 105 "Кирпич керамический одинарный" установлены требования: "Предел прочности", "Пустотность", "Морозостойкость", "Масса", "Размеры", "Плотность", "Марка";
- В п. 106 "Гипсовые вяжущие, марка: Г3" установлены требования: "Марка", "Предел прочности: при сжатии; при изгибе";
- В п. 112 "Песок природный для строительных работ средний" установлены требования: "Плотность", "Насыпная плотность песка", "Влажность";
- В п. 171 "Трубки из вспененного полиэтилена, внутренний диаметр: 54 мм, толщина 13 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п. 172 "Трубки из вспененного полиэтилена, внутренний диаметр: 18 мм, толщина 13 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п. 173 "Трубки из вспененного полиэтилена, внутренний диаметр: 22 мм, толщина 13 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п. 174 "Трубки из вспененного полиэтилена, внутренний диаметр: 28 мм, толщина 13 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п. 175 "Трубки из вспененного полиэтилена, внутренний диаметр: 35 мм, толщина 13 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п.176 "Трубки из вспененного полиэтилена, внутренний диаметр: 42 мм, толщина 13 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п. 177 "Трубки теплоизоляционные из вспененного полиэтилена типа THERMAFLEX FRZ толщиной: 20 мм, диаметром 18 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура";
- В п. 178 "Трубки теплоизоляционные из вспененного полиэтилена типа THERMAFLEX FRZ толщиной: 20 мм, диаметром 22 мм" установлены требования: "Плотность", "Структура".
По мнению Заявителя, конкретные значения по характеристикам указанных позиций не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе. Кроме того, Заявитель указывает, что закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалоб, при этом в жалобе Заявителя отсутствует указание на то, почему, по мнению Заявителя, такие требования являются избыточными, а также на основании каких сведений, Заявитель делает вывод о необходимости проведения испытаний товара для определения, в том числе, показателей вышеуказанных характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалоб не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобы ООО "Центр сопровождения торгов" на действия ФКУ "ДЕЗ СКИТР" обоснованными в части установления в проектах контрактов в качестве условий оплаты товара, работы, услуги таких условий, как "при наличии бюджетного финансирования".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2018 г. N 2-57-1032/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2018