Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени М.Е. Жадкевича Департамента здравоохранения города Москвы": В.С. Карапетяна,
в отсутствие представителей ООО "АПРЕЛЬ", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. N МГ/3311/18 от 24.01.2018,
рассмотрев жалобу ООО "АПРЕЛЬ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени М.Е. Жадкевича Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (мясная продукция) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" (Закупка N 0373200013817000246) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса с ограниченным участием.
Заказчиком предоставлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/3311/18 от 24.01.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в документации о конкурсе с ограниченным участием неправомерных дополнительных требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при осуществлении государственными или муниципальными заказчиками закупок на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
При этом, в целях подтверждения соответствия участников закупки указанным требованиям в документации о закупке устанавливается требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки следующих документов: "копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием предметом закупки является поставка продуктов питания (мясная продукция) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ", при этом, Заказчиком в конкурсной документации не установлены вышеуказанные дополнительные требования к участникам закупки, а также не установлены вышеуказанные требования к составу заявок на участие в конкурсе.
При этом, Заказчиком в п. 16.1 информационной карты конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки следующих документов:
- "Перечень оборудования и других материальных ресурсов сформированный в зависимости от вида работ.
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
- Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе)..
- Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.
- Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС6 в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки при формировании конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя, а нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 31, пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в конкурсной документации порядка оценки заявок, согласно которому при оценке обеспеченности участников закупки трудовыми ресурсами конкурсной комиссией Заказчика учитываются только сотрудники с которыми участники закупки заключили трудовые договора, поскольку, по мнению Заявителя, законодательством об осуществлении закупок не установлено требование о том, что при формировании предложения в отношении показателя оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" участники закупки не вправе представить сведения о сторонних исполнителях, которых участник закупки планирует привлечь к оказанию услуг.
На основании п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами": "Оценивается предложение участника о наличии в штате участника закупки руководителей подразделений и привлекаемых к поставке товаров ключевых специалистов (в т.ч. бухгалтеры, санитарные врачи, менеджеры, юристы, экономисты, водители экспедиторы, кладовщики). В случае наличия предоставляются сведения о количестве персонала в организации участника, привлекаемого для поставки товаров по предмету конкурса, копия штатного расписания, трудовых книжек работников, подтверждающих сведения о количестве. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсные документации Заказчика содержат нарушение положений ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в конкурсной документации определен следующий порядок оценки заявок по показателю оценки "Деловая репутация участника закупки": "Оценивается деловая репутация участника конкурса в сфере поставки продуктов питания. Подтверждается копиями положительных отзывов, рекомендательных писем получателей, государственных (муниципальных) заказчиков, общественности о надежности участника конкурса, качестве поставленных товаров, оказанных услуг, соблюдения объемов и сроков, полученными участниками закупки за последние 3 года (до даты подачи заявки на участие в конкурсе). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). При оценке учитывается не более одного положительного отзыва по каждому исполненному государственному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, гражданско-правовому договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Конкурсная комиссия оценивает сведения о деловой репутации участника конкурса путем изучения положительных отзывов, благодарственных писем (т.е. количество документов, подтверждающих положительную репутацию участника закупки)".
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлен вышеуказанный порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки", поскольку указанный порядок оценки предоставляет необоснованное преимущество компаниям, которые более продолжительное время находятся на рынке и осуществляли поставки бюджетным учреждениям, а также поскольку наличие отзывов и благодарственных писем от государственных и муниципальных заказчиков не зависит от действий участника закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о том, что указанный порядок оценки является неправомерным и не позволяет конкурсной комиссии Заказчика надлежащим образом оценить наличие у участника закупки деловой репутации в сфере поставки продуктов питания.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АПРЕЛЬ" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени М.Е. Жадкевича Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных дополнительных требований к участникам закупки а также установления неправомерного порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
2. Признать в действиях Заказчика, конкурсной комиссии нарушение ч. 4 ст. 31, ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50, пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.А. Орехов
А.С. Спирякова
исп. Д.А. Орехов тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 января 2018 г. N 2-57-954/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2018