Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Клостер Е.А. |
- руководитель Хабаровского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Чиняева Н.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кириченко Т.С.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей:
от заказчика - МУП г. Хабаровска "Дорожник":
- Кравченко Анна Петровна (представитель по доверенности от 30.01.2018);
- Печерская Татьяна Петровна (представитель по доверенности от 30.01.2018);
- Овчинников Роман Геннадьевич (представитель по доверенности от 09.01.2018);
от заявителя - ООО "Изидолг" представитель не явился (уведомлен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" и материалы дела N 7-1/45,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Изидолг" на действия заказчика - МУП г. Хабаровска "Дорожник" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ГСМ (АИ-80, АИ-92, дизельное топливо) по топливным картам (N0522600002418000004).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона в части описания объекта закупки; неустановления срока приемки товара; установления ответственности в виде штрафа в проекте контракта не в полном объеме.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Извещение N 0522600002418000004 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.01.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 959 626,00 рублей.
Источник финансирования: собственные средства Заказчика.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.01.2018 N0522600002418000004-1 на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки. Обе допущены до участия.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.01.2018 N0522600002418000004-2 поступило ценовое предложение в размере 4 934 800,00 рублей от одного участника с порядковым номером 2.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.01.2018 N0522600002418000004-3 заявка с порядковым номером 2 признана соответствующей аукционной документации. Аукцион признан несостоявшимся.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными.
На заседании Комиссии доводы отзыва поддержаны представителями заказчика в полном объеме.
Заслушав представителей заказчика и изучив материалы дела N 7-1/45, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пп. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Техническое задание аукционной документации включает в себя требования к показателям поставляемого товара.
Для дизельного топлива экологического класса К5, зимнего:
Массовая доля серы для класса экологичности К5 не более 10 мг/кг.
Концентрация свинца, не более 5 мг/дм3.
Концентрация смол промытых растворителем, не более 50 мг/дм3.
Октановое число, не менее:
моторный метод 76,0
Октановое число, не менее:
исследовательский метод 80,0
Для бензина автомобильного АИ-80 экологического класса К5:
Массовая доля серы для класса экологичности К5 не более 10 мг/кг.
Концентрация свинца, не более 5 мг/дм3.
Концентрация смол промытых растворителем, не более 50 мг/дм3.
Октановое число, не менее:
моторный метод 76,0
Октановое число, не менее:
исследовательский метод 80,0
Для бензина автомобильного АИ-92 экологического класса К5:
Массовая доля серы для класса экологичности К5 не более 10 мг/кг.
Концентрация свинца, не более 5 мг/дм3.
Концентрация смол промытых растворителем, не более 50 мг/дм3.
Октановое число, не менее:
моторный метод 83,0
Октановое число, не менее:
исследовательский метод 92,0
Также в Техническом задании установлено требование обязательного соответствия продукции требованиям ГОСТ 32513-2013, ГОСТ Р 51105-97 , ГОСТ Р 32511-2013, ГОСТ Р 52368-2005(ЕН 590:2004), Технического регламента Таможенного союза N 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
В Приложении N 3 к аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой "участнику в первой части своей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на каждую единицу товара, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение о товарах", "участник в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения. В случае если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "превышать", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-" и только этими терминами/символом участник должен указать одно точное значение параметра товара", "участник вправе указать диапазонное значение показателя также в случае, если присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя и должен указать диапазонное значение, если об этом прямо указано".
Проанализировав положения инструкции и аукционной документации в целом, Комиссия приходит к выводу об установлении требований к участнику указать одно точное значение параметра товара, соответствующее значениям (диапазону значений), установленных Техническим заданием, если не установлено иного.
Заявитель указывает на установление требований к компонентам товара и (или) испытания товара и (или) показателям, значения которых становятся известны только при испытании определенной партии, что приводит к невозможности участника предоставить надлежащее предложения товара.
Согласно представленному отзыву, пояснениям представителей заказчика, Техническое задание сформировано полностью в соответствии с требованиями вышеуказанных ГОСТ. Данные показатели включены в Техническое задание как "основные", обоснование потребности заказчика в данной части не представлено. Необходимый товар с иными характеристиками и показателями не существует.
На основании вышеизложенного, поскольку установление показателей товара, являющего предметом поставки, не является потребностью заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Заявка с порядковым номером 2 признана соответствующей аукционной документации.
При описании необходимых заказчику показателей товара, участник указывает "концентрация свинца - отсутствие".
Вместе с тем, инструкцией предусмотрена обязанность указывать конкретное, точное значение параметров, а также единицы измерения.
Несмотря на пояснения представителей заказчика о том, что "отсутствие" означает "0", в связи с чем, соответствует установленным Техническим заданием показателям (диапазону показателей), инструкция аналогичных указаний не содержит.
Таким образом, признав заявку с порядковым номером 2 соответствующей требованиям аукционной документации, заказчик нарушил требование п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заявитель указывает на отсутствие в п. 6 проекта контракта информации о сроке приемки.
Согласно представленному отзыву, пояснениям представителей заказчика, п. 6.1 проекта контракта установлено, что приемка товара осуществляется в момент поставки (отпуска) товара через АЗС.
В силу ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок может определяться указанием на событие.
В соответствии с п. 6.1 проекта контракта, приемка товара по количеству и ассортименту осуществляется заказчиком в момент поставки (отпуска) товара через АЗС поставщика, расположенные в местах доставки (отпуска), указанных в п.5.2 настоящего контракта, и включает в себя проверку товара на соответствие требованиям настоящего контракта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС приходит к выводу, что срок приемки товара в п. 6.1 проекта контракта определен указанием на событие, а именно "момент поставки (отпуска) товара", в связи с чем, не усматривает в действиях заказчика нарушение требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В соответствии с п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 959 626,00 рублей.
Согласно п. 9.3.3 проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 10 процентов цены контракта (этапа) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.3.4, 9.3.5 настоящего контракта).
В соответствии с п. 9.2.2 проекта контракта за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 1000 рублей.
Заявитель указывает на неустановление в проекте контракта всех возможных размеров штрафов, предусмотренных за ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта.
В своем отзыве заказчик настаивает на полном соблюдении требований Правил при формировании положений об ответственности сторон за ненадлежащее исполнение контракта. Вместе с тем, на заседании Комиссии представители заказчика выразили согласие с доводами жалобы, указав на незначительность нарушения.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС приходит к выводу о несоблюдении заказчиком требований Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в части неустановления размера штрафа в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" на действия заказчика - МУП г. Хабаровска "Дорожник" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ГСМ (АИ-80,АИ-92,дизельное топливо) по топливным картам (N0522600002418000004) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - МУП г. Хабаровска "Дорожник" нарушившим требования Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, ч. 5, ч. 8 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику - МУП г. Хабаровска "Дорожник" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 7-1/45 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е.А. Клостер |
Члены Комиссии: |
Н.В. Чиняева
Т.С. Кириченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31 января 2018 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2018