Резолютивная часть объявлена 25.01.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.01.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "МЕДСПБ" (ИНН 7805713550, ОГРН 1177847299420) от 18.01.2018 N75-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских одноразовых шприцев и игл (извещение N0387200009117006560) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Заявитель в своей жалобе указал следующее.
Аукционная документация противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд поскольку описание объекта закупки составлено с нарушением ч. 2 п. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, обязывающей заказчиков при описании объекта закупки в части установления требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара его потребностям, использовать стандартные показатели и требования, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Заказчик в техническом задании допускает использование показателей и характеристик, не известных действующему ГОСТ на подлежащий поставке товар.
п. 8, 9, 10 Описания объекта закупки устанавливает, что шприц должен иметь механизм, который "срабатывает после проведения инъекции и легкого нажатия на поршень. При этом слышится щелчок, который свидетельствует об активации механизма безопасности. Активируется в момент инъекции и сразу после нее. При движении поршня на извлечение устройство безопасности втягивает иглу внутрь цилиндра шприца. При упоре поршня в ограничитель на цилиндре шприца поршень обламывается, что окончательно приводит шприц в непригодность для дальнейшего использования".
Технические характеристики шприцев, имеющих механизм, препятствующий их повторному применению сведены в ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению.". Данный ГОСТ не имеет описания подобного механизма, а наоборот, допускает возможность наличия на поршне специальных насечек, позволяющих переломить его после использования, что также сделает невозможным повторное использование. При этом шприц с любым механизмом, соответствующим данной части ГОСТа, выполняет свое непосредственное предназначение и не может быть использован повторно.
При этом указанные характеристики не влияют на функционально - технические характеристики шприца, а лишь описывают особенность их утилизации после использования.
Таким образом, требование вышеуказанных характеристик ограничивает количество участников закупки, и нарушает положение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Настоящая правовая позиция подтверждается:
- решениями УФАС по Республике Башкортостан от 22.05.2015 г. N Г3-210/15 (аукцион N0301300121515000106) и от 24.05.2016 г. N ГЗ-329/16 (аукцион 0301300097316000043),
- решениями УФАС по Краснодарскому краю от 25.05.2017 г. по делу N ЭА - 929/2017 (аукцион N 0318300338617000138), от 15.06.2017 г. по делу N ЭА -1256/2017 (аукцион N 0118300000617000065),
- решением УФАС по Волгоградской области от 27.06.2017 г. по делу N 17-06/03-235 (аукцион N 0129200005317001471),
- решением УФАС по Воронежской области от 17.08.2017 г. по делу N 529-з (аукцион N 0131200001017002745).
Ст. 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Соответственно, организацией, осуществляющей размещение заказа нарушены положения ст. 33 ФЗ О контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских одноразовых шприцев и игл (извещение N0387200009117006560) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.12.2017.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10 Технического задания Заказчику требуются шприцы, имеющие механизм безопасности. Срабатывает после проведения инъекции и легкого нажатия на поршень. Активируется в момент инъекции и сразу после нее. Для полного исключения риска заражения инфекцией и ее распространения среди пациентов и персонала.
Кроме того, в качестве значений показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующие требования: стерильный, одноразовый, с иглой, убирающейся после инъекции в цилиндр шприца, для подкожных и внутримышечных инъекций.
В разделе 5 "Типы шприцев" ГОСТа ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению" указано:
5.1 Общее
Шприцы должны быть классифицированы в соответствии с 5.2 и 5.3. Существующее многообразие клинических применений приводит к тому, что наиболее подходящее устройство, препятствующее повторному применению шприцев с наивысшим уровнем надежности, может быть определено только при рассмотрении каждой конкретной конструкции.
5.2 Устройство, препятствующее повторному применению
Устройства, препятствующие повторному применению, должны быть классифицированы следующим образом:
- Тип 1: срабатывает автоматически в процессе или после завершения предназначенного однократного применения;
- Тип 2: требует вмешательства пользователя для приведения шприца в негодность после завершения предназначенного однократного применения.
Наличие в техническом задании механизма безопасности обусловлено требованиями защиты от инфекционного заражения, удобно медицинским работникам больницы в использовании и упрощает процесс его утилизации.
Из технического задания следует (механизм срабатывает после проведения инъекции и легкого нажатия на поршень), что Заказчиком был выбран тип 1 шприца, предусмотренный в пункте 5.2 ГОСТа ISO 7886-4-2011.
При этом стоит отметить, что шприц, относящийся к типу 2 является менее безопасным по сравнению с типом 1 поскольку не исключает возможности случайной травмы и заражения медицинского персонала и пациентов и как следствие происшествие биологической аварии.
Дополнительно Комиссия Управления отмечает, что в доводах жалобы Заявитель указывает на отсутствующие в техническом задании положения: "При движении поршня на извлечение устройство безопасности втягивает иглу внутрь цилиндра шприца. При упоре поршня в ограничитель на цилиндре шприца поршень обламывается, что окончательно приводит шприц в непригодность для дальнейшего использования".
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования являются нарушением Закона о контрактной системе, в том числе доказательств невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и приходит к выводу о том, что в пунктах 8, 9, 10 Технического задания установлены требования, не влекущие необоснованного ограничения количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "МЕДСПБ" (ИНН 7805713550, ОГРН 1177847299420) от 18.01.2018 N75-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских одноразовых шприцев и игл (извещение N0387200009117006560) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 января 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018