Резолютивная часть решения оглашена "25" января 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено "30" января 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контролдя закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" - <_>, действующих на основании доверенностей;
ООО "ВИАДУКМОСТРОЙ" - <_>, действующей на основании доверенности; учредителя ООО "ВИАДУКМОСТРОЙ" - <_>,
рассмотрев жалобу (вх. от 19.01.2018 N268) ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" (далее также Заявитель) на действия аукционной комиссии заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Управление автомагистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства") при проведении электронного аукциона на ремонт путепровода через железную дорогу на км 132+400 автомобильной дороги Р-193 Воронеж - Тамбов, Тамбовская область (извещение N0364100001817000112) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" 24.12.2017 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N0364100001817000112 о проведении электронного аукциона на ремонт путепровода через железную дорогу на км 132+400 автомобильной дороги Р-193 Воронеж - Тамбов, Тамбовская область (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 023 106 руб.
На участие в Аукционе были поданы 3 заявки, которые были признаны единой комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Результаты аукциона следующие:
Участник |
Предложенная цена, руб. |
3 |
49 029 524.57 |
1 |
49 319 640.10 |
2 |
57 153 000.00 |
17.01.2018 года единая комиссия Заказчика провела процедуру подведения вторых итогов Аукциона, в ходе которой единая комиссия Заказчика признала заявки ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" (заявка N3) и ООО "Дормост" (заявка N1) несоответствующими требованиям документации об Аукционе (протокол N4подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2018).
ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ", считая действия единой комиссии Заказчика неправомерными, обратилось с жалобой в Тамбовской УФАС России.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона единая комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и документации Аукциона.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Единая комиссия Заказчика, рассмотрев вторые части заявок ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" и ООО "Дормост", приняла следующие решения:
"Признать несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, заявки следующих участников аукциона:
Номер по ранжированию |
Порядковый номер заявки |
Наименование участника аукциона |
Обоснование принятого решения |
1 |
Заявка N3 |
Общество с ограниченной ответственностью "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" |
Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме |
2 |
Заявка N1 |
Общество с ограниченной ответственностью "Дормост" |
Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме |
Обоснование принятого решения:
N заявки |
Участник закупки |
Причина отклонения |
Заявка N3 |
Общество с ограниченной ответственностью "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" |
1. Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки участником электронного аукциона при заполнении второй части заявки при декларировании участником закупки соответствия требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, декларация должна быть конкретизирована применительно к виду участника закупки (физическое либо юридическое лицо), а также в зависимости от факта наличия (отсутствия) у участника закупки - юридического лица руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица. В соответствии с уставом участника закупки высшим органом управления Общества является общее собрание его участников, единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный директор (далее по тексту Устава "Руководитель"). Следовательно, единоличный исполнительный орган и Руководитель тождественны, вместе с тем, в представленной декларации продекларировано отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации как у руководителя, так и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, и главного бухгалтера юридического лица - участника закупки
2. Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае наличия в представленных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" дата составления является одним из обязательных реквизитов первичного учетного документа. Участником закупки в составе второй части заявки по собственной инициативе представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) с датой составления 25.11.2017 и отчетным периодом с 01.11.2017 по 30.11.2017. Поскольку дата составления первичного учетного документа не может быть ранее конечной даты отчетного периода, в представленных документах содержится недостоверная информация.
Таким образом, заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. |
N1 |
Общество с ограниченной ответственностью "Дормост" |
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки участником электронного аукциона при заполнении второй части заявки при декларировании участником закупки соответствия требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, декларация должна быть конкретизирована применительно к виду участника закупки (физическое либо юридическое лицо), а также в зависимости от факта наличия (отсутствия) у участника закупки - юридического лица руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица. Участник закупки является юридическим лицом, в соответствии с уставом органами управления участника закупки являются общее собрание участников общества и единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор). Вместе с тем, в представленной декларации продекларировано отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника аукциона судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. |
За данное решение комиссия проголосовала единогласно.
Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России не согласна с таким решением аукционной комиссии Заказчика.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Аналогичные требования установлены заказчиком в разделе 7 "Требования к участникам закупки" документации об Аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.
При этом Законом о контрактной системе не установлена форма указанной декларации, а также не предусмотрено право ее устанавливать.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Однако, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе содержится неправомерное положение о том, что при заполнении второй части заявки при декларировании участником закупки соответствия требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, декларация должна быть конкретизирована применительно к виду участника закупки (физическое либо юридическое лицо), а также в зависимости от факта наличия (отсутствия) у участника закупки - юридического лица руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица.
Данное незаконное требование аукционной документации повлекло неправомерное решение единой комиссии Заказчика о несоответствии заявок ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" и ООО "Дормост" требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
Заявки ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" и ООО "Дормост" в части декларирования о соответствии пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в полной мере соответствовали нормам Закона о контрактной системе. Кроме того, их декларации носили ясный и однозначно понимаемый характер соответствия требованиям, установленным п.7 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, единая комиссия Заказчика провела рассмотрение вторых частей заявок с нарушением ч.7 ст.69 Закона о контрактной систем, так как само требование о представлении испрашиваемой информации в составе второй части заявки противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, равно как и признание заявки несоответствующей по причине непредставления неправомерно запрашиваемой информации.
Также комиссия Тамбовского УФАС России считает неправомерным решение единой комиссии Заказчика о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе ввиду недостоверности в справке о стоимости выполненных работ и затрат, представленной ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" в составе второй части заявки.
Так, представители Заявителя на рассмотрении жалобы пояснили, что ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" в составе второй части заявки направило документы, подтверждающие опыт исполнения аналогичных контрактов.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, Заказчиком в документации Аукциона не было установлено, а потому, в соответствии с нормами статьи 69 Закона о контрактной системе данные документы не подлежали рассмотрению комиссией Заказчика. К тому же, сведения в дополнительно представленных документах не свидетельствуют о недостоверности информации об участнике закупки, а значит, но могли быть основанием признания 2-й части заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации Аукциона, как установлено ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В действиях единой комиссии Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика было установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционе, считает, что инструкция носит противоречивый характер.
Инструкция по заполнению заявок приведена в пункте 8.3 аукционной документации.
В Инструкции по заполнению заявки, в том числе, установлено:
"При заполнении заявки на участие в аукционе, указании сведений, представление которых предусмотрено документацией об аукционе, должны применяться наименования, значения показателей, единицы измерения, используемых при выполнении работ товаров, в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, нормативных документов и соответствовать наименованиям, значениям показателей материалов (товаров), в том числе техническим параметрам, установленным в Приложении N2 "Техническое задание. Описание объекта закупки" к документации об аукционе в требованиях к техническим характеристикам материалов (товара) и техническом задании на выполнение работ"
и
"Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований".
Кроме того, Инструкцией по заполнению заявок установлен запрет на использование слов и словосочетаний в определенной конструкции:
"При описании значений показателей товара (материала) не допускается использование слов (с учетом всех форм слов): "не более", "не менее", "менее", "до", "от", "более", "или", "либо", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "больше", "меньше", "свыше", "ранее", "не ранее", "позднее", "не позднее", "превышает, превышать", "не превышает, не превышать", "не должна превышать", "может быть", "не может быть", "должно быть", "не должно быть", "не допускается", "допускается" и символов "<", ">", "", "", а также описание значений показателей в виде неконкретных значений, если описываемый параметр имеет конкретное значение".
Вместе с тем, многие ГОСТы содержат показатели товаров (материалов) с использованием слов "не более", "не менее", "должен", "от", "до" и др., поэтому указанное положение инструкции запутывает участников закупки, так как одновременно установлены запрет на использование в заявках вышеперечисленных слов и словосочетаний и требование о соответствии ГОСТам, документации об аукционе, что порой вступает в противоречие.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что подобные требования Инструкции вводят участников в заблуждение и не позволяют участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Например, по позициям 30 и 31 "Раствор готовый кладочный тяжелый цементный по ГОСТ 28013-98" Технического задания, в том числе, установлено:
"Норма подвижности по погружению конуса*: свыше 7 см до 12 см".
Пунктом 4.3 ГОСТа 28013-98 установлено:
"В зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Марка по подвижности П
|
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
П1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
П2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
П3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
П4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
".
Таким образом, в соответствии с положениями Инструкции участник закупки не может указать значение показателя с использованием предлогов "от", "до", слова "свыше", которые в то же время установлены требованиями ГОСТа 28013-98.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВИАДУКМОСТСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать единую комиссию Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" нарушившей часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
4. Выдать Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства", единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2, ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N РЗ-5/18 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "25" января 2018 года.
В полном объеме предписание изготовлено "30" января 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Н.Н. Колодина,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
на основании своего решения от 30.01.2018 по делу N РЗ-5/18 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства", единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" в срок до 9 февраля 2018 года отменить протокол N4 подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2018 (для закупки с извещением N 0364100001817000112 на ремонт путепровода через железную дорогу на км 132+400 автомобильной дороги Р-193 Воронеж - Тамбов, Тамбовская область).
2. Единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" в срок до 9 февраля 2018 года повторно провести рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на ремонт путепровода через железную дорогу на км 132+400 автомобильной дороги Р-193 Воронеж - Тамбов, Тамбовская область (извещение N 0364100001817000112) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России по делу РЗ-5/18.
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до "9" февраля 2018 года.
Настоящее предписание в течение трех месяцев со дня его выдачи может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 января 2018 г. N РЗ-8/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018