Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Мерлион Технологии" (далее также - заявитель) - представителя по доверенности Быкова Р.Н.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представителя по доверенности Старостиной М.А.;
от заказчиков - ГУЗ ЯО "ДП N3", ГУЗ ЯО ДКБ N 1, ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н.А. Семашко", ГУЗ ЯО "Городская поликлиника N 3 им. Н.А. Семашко", ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1", ГАУЗ ЯО "КБ N 3", ГБУЗ ЯО "Тутаевская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "КБ N 10", ГБКУЗ ЯО поликлиника N2 представили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя; ГБУЗ ЯО "Переславская центральная районная больница" представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя, правовую позицию по жалобе; ГБУЗ ЯО Ростовская ЦРБ представителя не направил, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - АО "Электронные торговые системы" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Мерлион Технологии" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рабочих станций, тип 2, и предустановленного программного обеспечения (извещение N0171200001917001798) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Мерлион Технологии" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рабочих станций, тип 2, и предустановленного программного обеспечения (извещение N0171200001917001798).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе в электронной форме "на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
- несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 8 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участником закупки предлагается к поставке товар "Предустановленная лицензионная операционная система 64 bit", страной происхождения которого является Ирландия.
Таким образом, предлагаемое участником закупки программное обеспечение не соответствует требованиям документации об электронном аукционе".
Помимо этого, заявитель указывает, что требования к характеристикам программного обеспечения, установленные заказчиком, соответствуют характеристикам операционной системы Microsoft Windows, страной происхождения которой является Ирландия и не может являться Россия.
На основании вышеизложенного ООО "Мерлион Технологии" просит признать жалобу обоснованной, действия аукционной комиссии уполномоченного органа неправомерными и обязать аукционную комиссию уполномоченного органа устранить допущенные нарушения, а также проверить первые части заявок других участников рассматриваемой закупки.
Уполномоченный орган (департамент государственного заказа Ярославской области) с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал, что аукционной комиссией законно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании имеющихся в распоряжении комиссии документов и сведений. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчики также не согласны с доводами жалобы, представили на заседание Комиссии Ярославского УФАС России письменные пояснения по существу жалобы с просьбой признать рассматриваемую жалобу ООО "Мерлион Технологии" необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 07.12.2017 размещено извещение N00171200001917001798 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рабочих станций, тип 2, и предустановленного программного обеспечения вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании части 1 статьи 64 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Один из таких запретов установлен постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В пункте 8 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами среди которых запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что данный запрет был установлен ввиду наличия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) программных решений, соответствующих требованиям технического задания. В частности, в реестре представлены следующие программные продукты:
- Альт Линукс СПТ (регистрационный номер 9, правообладатель программного обеспечения ООО "Свободные программы и технологии");
- Альт Линукс 7.0 Кентавр (регистрационный номер 4, правообладатель программного обеспечения ООО "Альт Линукс");
- Операционная система специального назначения "Astra Linux Special Edition" (регистрационный номер 369, правообладатель программного обеспечения АО "Научно-производственное объединение Русские базовые информационные технологии").
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 475-ФЗ).
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара, не допускается использование слов "не менее", "не более", "не ниже".
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении 2 к Разделу 1 "Информационная карта аукциона".
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе для показателя "Предустановленная лицензионная операционная система 64 bit" помимо указания на значение "Наличие" участник закупки должен был указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Вместе с тем, как было установлено Комиссией Ярославского УФАС России и следует из первой части заявки участника закупки - ООО "Мерлион Технологии" (порядковый номер 4) - последним в первой части заявки для показателя "Предустановленная лицензионная операционная система 64 bit" было указано:
Предустановленная лицензионная операционная система 64 bit, страна происхождения Ирландия |
Наличие |
Следовательно, участник закупки - ООО "Мерлион Технологии" (порядковый номер заявки 4) предлагает к поставке товар с показателем "Предустановленная лицензионная операционная система 64 bit", страна происхождения - Ирландия. Тогда как из содержания аукционной документации следует, что заказчиком и уполномоченным органом установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.12.2017 аукционной комиссией уполномоченного органа было отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки - ООО "Мерлион Технологии" (порядковый номер заявки 4) - "на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
- несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 8 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участником закупки предлагается к поставке товар "Предустановленная лицензионная операционная система 64 bit", страной происхождения которого является Ирландия.
Таким образом, предлагаемое участником закупки программное обеспечение не соответствует требованиям документации об электронном аукционе".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.12.2017 наряду с участником закупки ООО "Мерлион Технологии" (порядковый номер заявки 4) подали заявки также три участника закупки, из содержания первых частей заявок которых следует, что последние предлагают к поставке рабочие станции, страной происхождения которых является Российская Федерация, в том числе в качестве страны происхождения предустановленного программного обеспечения указана Российская Федерация (ООО "Базальт СПО" Альт Линукс СПТ 7.0). Оснований не доверять представленным сведениям у Комиссии не имеется.
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - нарушений законодательства о контрактной системе по отказу в допуске к участию в аукционе в электронной форме участнику закупки - ООО "Мерлион Технологии" (порядковый номер заявки 4).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Мерлион Технологии" (ИНН 7724383583, ОГРН 1167746906700) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку рабочих станций, тип 2, и предустановленного программного обеспечения (извещение N0171200001917001798) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 января 2018 г. N 13Ж-18(866/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018