Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчикав лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта",
-заявителя в лице АО "СОГАЗ",
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ"(620075, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 35) о нарушении заказчиком в лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" (620142, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 145), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" (извещение N 0562200001017000026), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаАО "СОГАЗ" (вх. N 01-871 от 19.01.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" (извещение N 0562200001017000026)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно показательоценки заявок "показатель текущей платежеспособности" носит необъективный характер, а также шкала оценки по данному показателю установлена заказчиком неправомерно, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчикас доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27 декабря 2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса N0562200001017000026и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 680 705,04 рублей.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Комиссия отмечает, что согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. При этом, в соответствии с частью 8 статьи 63 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Вместе с тем, согласно подпункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Приложением N 1 к конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, согласно которым по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, в том числе:
Показатель |
Оценка по показателю |
Показатель 2.3.2. Показатель текущей платежеспособности - способность компании своевременно и полностью выполнить свои обязательства (КБi4) (форма бухгалтерской отчетности N 2 - страховщик за 2016 год - строка 2100 / строка 2200 + строка 2600 + строка 2920 + строка 3100 + строка 3300):
- более 110% - 20 баллов; - от 80 до 110% - 10 баллов; - менее 80% - 0 баллов |
Максимальная оценка по показателю 2.3.2. в баллах - 20 |
Комиссией установлено, что заказчиком определенпроизвольный метод расчета показателя текущей платежеспособности, в то время как правила расчета показателя текущей платежеспособности страховых организаций закрепленыв Указании Банка России от 28 июля 2015 г. N 3743-У "О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств" (далее - Указание N3743-У).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что показатель оценки заявок "Показатель текущей платежеспособности", установленный заказчиком, не позволяет определить лучшей условия исполнения контракта и может повлечь нарушение прав участников закупки, так как установленный заказчиком метод расчета указанного показателя не соответствует Указанием N3743-У и не учитывает особенности закупаемых услуг.
Ввиду вышеизложенного в данных действиях заказчика Комиссией выявлено нарушение п. 10 Правил, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Ввиду того, что Комиссией установлено, что показатель оценки заявок "Показатель текущей платежеспособности" установлен заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе, довод заявителя относительно неправомерности установления заказчиком шкалы оценки по данному показателю теряет свою актуальность, ввиду чего оставлен Комиссией без рассмотрения по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуАО "СОГАЗ"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта"выявлено нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В действиях конкурсной комиссии заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта", его комиссиивыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, утвердившего конкурсную документацию с документами подтверждающими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации N0562200001017000026 и ее размещению в единой информационной системе на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 с объяснением по факту выявленного нарушения ___ __________ 2018 г. в ____.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 78-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 24.01.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
на основании своего решения N 78-З от 24.01.2018 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчикув лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта", его комиссии в срок до 12.02.2018 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении открытого конкурса N 0562200001017000026, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений в конкурсную документацию в части установленных решением N 78-З от 24.02.2018г.нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Заказчикув лице Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта"в срок до 19.02.2018 г. представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 января 2018 г. N 78-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2018