Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице МУП "Водоканал",
- в отсутствие заявителя в лице ООО ГК "Пластик", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО ГК "Пластик" (603003, г. Нижний Новгород, ул. Свободы, д. 15, пом. П5) о нарушении заказчиком в лице МУП "Водоканал" (620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Царская, д. 6) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку электросварных фасонных частей к трубам ПНД (извещение N 0562600018917000338), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО ГК "Пластик" (вх. N 01-900 от 22.01.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице МУП "Водоканал", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку электросварных фасонных частей к трубам ПНД (извещение N 0562600018917000338) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО ГК "Пластик" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- описание объекта закупки установлено заказчиком не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- в проекте контракта неправомерно установлено требование о предоставлении победителем дополнительной информации заказчику;
- разъяснение положений документации об аукционе не содержат предмет запроса,
просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
29 декабря 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0562600018917000338 и документация об аукционе на поставку электросварных фасонных частей к трубам ПНД в действующей редакции от 15.01.2018 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 706 985,60 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таблицей, содержащейся в информационной карте аукционной документации, установлены требования к качественным, техническим, функциональным свойствам закупаемого товара. Таблица содержит 4 позиции закупаемого товара. По каждой позиции установлено требование об оснащении товара закрытой термоспиралью для контактной сварки, а также требование о соответствии товара ГОСТ 32415-2013.
Комиссией установлено, что указанный ГОСТ не определяет требования к типу спирали.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что в техническом задании на поставку электросварных фасонных частей к трубам ПНД установлено требование по исполнению электромуфт в части спирали "Оснащена закрытой термоспиралью для контактной сварки" исходя из многолетнего опыта использования электромуфт с открытой и закрытой термоспиралью для капитального ремонта сетей. При монтаже фитингов на трубу с открытым электронагревательным элементом в полевых условиях в 70% нагревательный элемент выходит из строя, получая механические повреждения нагревателя, так как монтируются с применением ударного инструмента и к дальнейшему использованию не пригодны. При применении фитингов с открытым электронагревателем на существующих полиэтиленовых трубопроводах, даже при незначительном попадении воды, происходит межвитковое короткое замыкание и фитинг теряет работоспособность, а в исключительных случаях корпус фитинга может лопнуть и произойти возгарание. При новом строительстве, когда уже смонтирован узел из нескольких фитингов и в процессе сварки выясняется, что при монтаже нарушен контакт в нагревательном элементе одного из фитингов, всю работу приходится начинать сначала.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что 15.01.2018 г. заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации, содержащий предмет запроса, а именно: "Установлено требование ГОСТ 32415-2013 и требование по исполнению фитинга в части спирали "Оснащена закрытой термоспиралью для контактной сварки", данный стандарт не определяет требования к типу сварки и типу спирали. На рынке существуют фитинги с открытой спиралью полностью утопленной в тело фитинга. Вероятность получения травмы или некачественной сварки при не соблюдении технологии и стандартов сварки одинаковы. Тип спирали не влияет на данные факторы. В связи с вышеизложенным просим внести изменения в документацию", а также ответ, в котором содержатся обоснования необходимости установления требования об оснащении товара закрытой термоспиралью для контактной сварки.
Таким образом, заказчиком обоснована необходимость установления данного требования, обоснования размещены в единой информационной системе, ввиду чего нарушений Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки, в действиях заказчика Комиссией не выявлено.
Кроме того, довод заявителя относительно того, что разъяснения положений документации об аукционе не содержат предмет запроса, также не нашел своего подтверждения.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В силу ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
В соответствии с ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пунктом 5.4 проекта контракта заказчиком установлено, что в течении 2 календарных дней от даты размещения в единой информационной системе итогов электронного аукциона предоставить Покупателю информацию об адресе склада находящегося в г. Екатеринбурге или пригороде.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что порядок заключения контракта определен ст. 70 Закона о контрактной системе, указанный порядок не предусматривает право заказчика на истребование дополнительных документов и (или) информации от победителя закупки, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что данное требование установлено заказчиком в нарушение ст. 70 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО ГК "Пластик" признать обоснованной в части неправомерного установления заказчиком требования о предоставлении победителем дополнительной информации заказчику.
2. В действиях заказчика в лице МУП "Водоканал" выявлено нарушение ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице МУП "Водоканал", его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 86-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 25.01.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
на основании своего решения N 86-З от 25.01.2018 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице МУП "Водоканал", аукционной комиссии в срок до 12.02.2018 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0562600018917000321, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе в части установленных решением N 86-З от 25.01.2018 г. нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице МУП "Водоканал" в срок до 19.02.2018 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 января 2018 г. N 86-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018