резолютивная часть решения объявлена 26.01.2018 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
при участии представителя Муниципального унитарного предприятия "" (далее - заказчик) по доверенности от 22.11.2017 г., в отсутствии общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества (далее - оператор ЭТП),
проведя внеплановую проверку информации поступившей от общества с ограниченной ответственностью о нарушении заказчиком и единой комиссией заказчика Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении аукциона в электронной форме N0504600002017000005 "Закупка горюче-смазочных материалов" (далее - закупка, аукцион), а также соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР (далее - Управление) поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе выразившееся в необоснованном отклонении от участия в аукционе, содержанием условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, отсутствием антидемпинговых мер, а также положением проекта контракта.
Заседание Инспекции состоялось 26.01.2018 г. в 11 ч. 00-м.
Рассмотрев материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
1. 16.11.2017 г. 16:26 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора ЭТП - ЗАО "Сбербанк-АСТ", http://www.sberbank-ast.ru) была размещена закупка N0504600002017000005 "Закупка горюче-смазочных материалов" с начальной (максимальной) ценой контракта - 19 668 340,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 16.11.2017 г. 16:26; Дата и время окончания подачи заявок - 04.12.2017 г. 08:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 05.12.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 08.12.2017 г. 12:10; Размер обеспечения заявок - 393 366,80; Размер обеспечения исполнения контракта - 983 417,00.
2. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.12.2017 г. на участие в аукционе поступило 2 заявки, из которых 1 отклонена по причине: на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе (Несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе (отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе). 1) Заказчик указывает в характеристике поставляемого товара : Масло моторное : Температура застывания 0°С,не выше -25; Участник указывает: Температура застывания 0°С, -24; Масло автомобильное моторное дизельное : Температура застывания, не выше -18 °С Участник указывает: Температура застывания, -17 °С Индустриальное масло : температура застывания не выше -15 °С; Участник указывает: температура застывания -14 °С; Показатели указанные участником не соответствует характеристикам запрашиваемой Заказчиком товара т.к. Температура застывания, не выше -25, означает температуру ниже или равную -25 °С, а -24 °С выше на 1°С(по отношению к 0 градусов цельсия, относительно абсолютного 0 (-273 градуса), так же и с остальными температурными показателями. 2) Заказчик указывает в ТЗ 4.Место поставки товара: осуществляется _ГСМ на АЗС Поставщика находящихся на расстоянии не дальше 10 км от Заказчика. Участник указывает: осуществляется путем организации круглосуточной заправки автотранспорта и поставки ГСМ Заказчика на АЗС Поставщика находящихся на расстоянии не дальше 10 км от Заказчика. Участником закупки в заявке устанавливается конкретное значение, в том числе и равное предельным показателям. При формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретные значения установленных документацией об аукционе показателей. 3) При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании. Заявка участника не содержит единицы измерения, поставляемого товара, указанные в Техническом задании).
Основание отклонения заявки в связи с неконкретным указанием расстояния АЗС участника от заказчика признается Инспекцией необоснованным в силу следующего.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией и/или конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (п.п. "а" и "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе).
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
П.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению, в том числе параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Пунктом 4 раздела II документации об аукционе предусмотрено: место поставки товара: осуществляется путем организации круглосуточной заправки автотранспорта и поставки ГСМ Заказчика на АЗС Поставщика находящихся на расстоянии не дальше 10 км от Заказчика. Адрес Заказчика: РФ, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Пачева, дом 36.
Требование о том, что АЗС участника от заказчика должен находиться на расстоянии не дальше 10 км является требованием к условиям поставки товара, а не к показателю товара, позволяющим определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.
3. Согласно ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Размер, порядок и способ обеспечение исполнение контракта регламентируется ст.96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, исходя из анализа документации об аукционе и норм Закона о контрактной системе следует, что документация об аукционе и проект контракта должны содержать условия об обеспечении исполнения контракта, что и имеется в рассматриваемой документации. Также документацией предусмотрено возможность применения антидемпинговых мер.
При этом, Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика устанавливать все возможные случаи обеспечения исполнения контракта, в том числе в соответствии с ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе. Требование по представлению обеспечения исполнения контракта, в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе является обязанностью участника закупки, независимо установлено ли такое требование в проекте контракта.
4. Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - ПП N1042), тогда как, проект контракта содержит ссылку на постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N1063 отмененное ПП N1042.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч.6 ст.34).
Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном ПП N1042.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном ПП N1042 (ч.8 ст.34).
Действия заказчика нарушили положения ч.5, 7 и 8 ст.34 Закона о контрактной системе.
5. Предметом контракта является закупка горюче-смазочных материалов состоявших из бензина АИ-92, бензина АИ-80, дизельного топливо ЕВРО, масло моторное, масло автомобильное моторное дизельное и индустриального масло, тогда как, в пункте 1.1 проекта контракта предусмотрено, что поставщик принимает на себя обязательства осуществить поставку горюче-смазочных материалов и сжиженного углеводородного газа для нужд заказчика в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к контракту) и условиями контракта.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
6. В протоколе рассмотрения заявок от 05.12.2017 г. указаны две даты и времени регистрации заявки участника под номером 3 - 30.11.17г. 13:38 и 01.10.2017 г. 22:19.
Открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечиваются путем ее размещения в единой информационной системе.
7. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены заказчиком в техническом задании на закупку ГСМ.
Правила описания объекта закупки (ст.33 Закона о контрактной системе) предполагают описания путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников (ст.27, 33, 64 и 66 Закона о контрактной системе).
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Определение параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребностям заказчика не должны противоречить действующим государственным стандартам.
Так, заказчик в документации об аукционе установил требование по позиции "Дизельное топливо ЕВРО" "Содержание серы, мг/кг, не более 10,0, Температура вспышки в закрытом тигле, 0С, выше 55, Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более 0,30, Зольность, % (по массе), не более 0,01".
Согласно ГОСТ Р 52368-2005 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" содержание серы является химическим показателем товара, температура вспышки в закрытом тигле, коксуемость и зольность определяется путем проведения испытаний.
По позиции "Масло моторное" установлены следующие требования к показателям "Вспышки в открытом тигле, не ниже С°207, Массовая доля активных элементов %, не менее: Кальция 0,16, Цинка 0,09, Фосфора 0,09", что в силу ГОСТ Р 10541-78. Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей"" массовая доля активных элементов в %, (кальций, цинк и фосфор) является химическим показателем товара, вспышки в открытом тигле определяется путем проведения испытаний.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Вышеуказанные характеристики, значения и показатели, а также иные показатели, указанные в техническом задании на закупку ГСМ (масло автомобильное моторное дизельное, индустриальное масло) признаются Инспекцией чрезмерным требованием к описанию товара, могут быть определены только после испытания товара, и имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные действия заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.64 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На дату заседания Инспекции контракт (от 20.12.2017 г. N0504600002017000005-0932166-03) по аукциону заключен, в связи с чем, Инспекция не выдаст предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Приказа Управления от 14.12.2017 г.,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях заказчика нарушение ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, ч.5, 7 и 8 ст.34 и п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.В связи с тем, что по аукциону N0504600002017000005 "Закупка горюче-смазочных материалов" заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Участники Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 января 2018 г. N 05-15/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2018