резолютивная часть решения объявлена 31.01.2018 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
- специалиста-эксперта Управления, участника инспекции,
проведя внеплановую проверку информации поступившей от общества о нарушении заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении аукциона в электронной форме N0104300014417000624 "Содержание территорий скверов, улиц городского округа Нальчик на 2018-2019 гг. (участок N1)" (далее - закупка, аукцион), а также соблюдения заказчиком и уполномоченным органом требований Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР (далее - Управление) поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе выразившееся в установлении требований к значениям компонентов товара, к показателям технологии производства товара, ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, ограничений возможности участия индивидуальных предпринимателей, а также в необъективном описании объекта закупки.
Заседание Инспекции состоялось 31.01.2018 г. в 15 ч. 00-м.
Так, 13.12.2017 г. 19:24 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка"", http://roseltorg.ru) был размещен аукцион N0104300014417000624 "Содержание территорий скверов, улиц городского округа Нальчик на 2018-2019 гг. (участок N1)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 101 382 651,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 13.12.2017 г. 19:24; Дата и время окончания подачи заявок - 29.12.2017 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 29.12.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.01.2018 г. 11:58; Размер обеспечения заявок - 5 069 132,55; Размер обеспечения исполнения контракта - 10 138 265,10.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.12.2017 г. на участие в аукционе поступило 2 заявки. Оценка действиям (бездействию) единой комиссии уполномоченного органа дана Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы в решении от 29.01.2018 г. N05-18/18.
На дату заседания Инспекции контракт (от 15.01.2018 г. N0104300014417000624_215024) по аукциону заключен.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться (далее - ведомость материалов), а также инструкция по заполнению заявки (далее - инструкция) установлены в приложении к документации об аукционе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при необходимости также эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В ведомости материалов установлены, в том числе следующие требования:
-Олифа комбинированная, марки: К-3 ___ представляет собой растворы препарированных растительных масел в уайт-спирите, нефтяном растворителе или смеси указанных растворителей с сольвентом и добавлением различных модификаторов и сиккативов;
-Чистящее средство на основе растворителей __. Компоненты средства должны быть биологически разлагаемы. Состав средства должен быть: комплекс растворителей, неионогенные поверхностно-активные вещества, спецдобавки, D-лимонен, отдушка;
-Щелочное моющее средство для поверхностей из камня и бетона___ В состав средства должны входить неионогенные ПАВ, органические комплексообразующие агенты, растворители, красители, отдушка;
-Грунтовка__ Должна представлять собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ;
-Мешки полипропиленовые __..Клапан должен быть сформирован в любом из верхних углов мешка путем закладывания угла мешка внутрь. Затем горловина мешка должна быть подшита вподгибку с открытым оплавленным срезом (закрытым срезом) однострочным швом;
-Брусья необрезные __. Пиломатериал должен быть упакован в пакеты и блок-пакеты прямоугольного поперечного сечения и должны иметь один или два выровненных торца. Пакеты должны быть упакованы в блок-пакеты с количеством пакетов по ширине и высоте не более 3. Блок-пакет должен состоять из пакетов одинаковой ширины и высоты. В пакетах высотой 850 мм и более два ряда прокладок, укладываемых через 1/3 высоты. Количество прокладок в ряду по длине пакета длиной от 3,9 до 5,5 м - 3 шт, в пакетах длиной от 5,7 и более - 4 шт.
Положениями инструкции установлено следующее:
- Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара в рамках одной характеристики (параметра, значения) должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика;
- При наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.);
- Участник при подаче заявки обязан указать единицы измерения по каждому параметру товара в соответствии с требованиями технического задания. При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными действующих государственных стандартах. Товары и материалы должны соответствовать действующим стандартам.
Инспекция приходит к выводу, что требование, к материалам (товарам) установленное в ведомости материалов во взаимосвязи с инструкцией не предусматривает описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе по позициям указанным выше только конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, а наоборот позволяют участнику указывать как конкретные значения показателей, дефектов, пороков, отклонений и т.д., так и значений в соответствии с государственным стандартом, и как следствие не обязывают участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар (материал), а также положения документации не содержит положений необъективного описания закупки.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к товару, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Как установлено Инспекцией и материалами дела, инструкция не содержит положений ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с ч.6 ст.169 Налогового кодекса РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (ч.1 и 2 ст.27 Закона о контрактной системе).
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, предложением участника закупки, с которым заключается контракт по цене победителя вне зависимости от применения системы налогообложения.
Таким образом, изучив извещение о проведении и закупки и документацию о закупке, Инспекция не установила ограничения участия в определение поставщика (подрядчика, исполнителя) индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
В Определении Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N460-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Электромонтаж автоматика" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 173 и пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации" сказано, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нормативно правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, применяющим УСНО.
Более того, в случае заключения контракта с лицом, имеющим упрощенную форму налогообложения, такое лицо предоставляет счета-фактуры с пометкой "без налога (НДС)".
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом Управления от 15.01.2018 г.,
РЕШИЛА:
Признать отсутствие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях (бездействии) Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" и Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам).
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Участники Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 31 января 2018 г. N 05-20-23/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2018