резолютивная часть решения объявлена 29.01.2018 г.
в полном объеме решение изготовлено 31.01.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Индивидуального предпринимателя Гузоева Руслана Магомедовича (далее - ИП Гузоев Р.М., заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/163 от 25.01.2018 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы;
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" г.о.Баксан и Баксанского муниципального района (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N05/1343 от 29 января 2018 года,
рассмотрев жалобу ИП Гузоева Р.М. на действия единой комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" г.о.Баксан и Баксанского муниципального района при проведении закупки способом электронного аукциона N0304300065517000122 "Поставка продуктов питания" (далее - аукцион), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП Гузоева Р.М. на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 7 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 1 "Мука пшеничная" требования к поставляемым товарам документации об аукционе участником не указано, что "Мука пшеничная" будет хлебопекарной, согласно инструкции по заполнению первой части заявки знак "/" эквивалентен союзу "или", за исключением общепринятых наименований моделей (марок), единиц измерения и случаев разделения данным знаком не взаимоисключающих (разнородных) показателей товара, в данном случае показатели "пшеничная" и "хлебопекарная" не являются взаимоисключающими. Заявитель считает, что отклонение от участия в аукционе является незаконным и необоснованным в виду того, что "Мука пшеничная" в зависимости от ее целевого назначения подразделяется на пшеничную хлебопекарную и пшеничную общего назначения. Установление излишних знаков, символов приводят к заблуждению участников закупки относительно установленных заказчиков требований к содержанию заявки и ограничивает их количество. Кроме того, заявителем обращается внимание на то, что местом доставки товара является г.Нальчик, ул. Головко, 7.
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять жалобу и рассмотреть ее по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 28 января 2018 года, представитель заказчика пояснил, что заявка с порядковым номером 7 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 1 "Мука пшеничная" требования к поставляемым товарам документации об аукционе участником не указано, что "Мука пшеничная" будет хлебопекарной, согласно инструкции по заполнению первой части заявки знак "/" эквивалентен союзу "или", за исключением общепринятых наименований моделей (марок), единиц измерения и случаев разделения данным знаком не взаимоисключающих (разнородных) показателей товара, в данном случае показатели "пшеничная" и "хлебопекарная" не являются взаимоисключающими; признать жалобу необоснованной. На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ИП Гузоева Р.М. необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Гузоева Р.М., проанализировав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.12.2017 г. 16:57 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304300065517000122 "Поставка продуктов питания" (извещение о проведении электронного аукциона - 30.12.2017 г. 16:57 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о аукционе. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 3 116 196, 10 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 30.12.2017 г. 16:57 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 17.01.2018 г. 10:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 19.01.2018 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 22.01.2018 г. в 10:45 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, в результате рассмотрения первых частей 4 заявки отклонены от участия в аукционе, 3 заявки допущены на участие в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22 января 2018 года.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По позиции 1 "Мука пшеничная" требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование: "Пшеничная/хлебопекарная. Массовая доля влаги не более 15%. Сорт "Экстра", высший. Массовая доля золы до 0,45%. Крупность помола не более 5% остатка на сите по ГОСТ 4403. Упаковка в пачку, мешок или пакет весом до 30 кг.". В заявке с порядковым номером 7 по позиции 1 "Мука пшеничная" требования к поставляемым товарам документации об аукционе предложена "Пшеничная. Массовая доля влаги 15%. Сорт "Экстра". Массовая доля золы 0,40%. Крупность помола 5% остатка на сите по ГОСТ 4403. Упаковка в мешок весом 10 кг.".
При заполнении первой части заявки на участие в аукционе участники закупки руководствуются положениями инструкции по заполнению заявки (п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано, что знак "/" эквивалентен союзу "или", за исключением общепринятых наименований моделей (марок), единиц измерения и случаев разделения данным знаком не взаимоисключающих (разнородных) показателей товара.
Позиция 1 "Мука пшеничная" требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчиком прописана на основании государственного стандарта Р52189-2003 "Мука пшеничная. Общие технические условия", где предусмотрено, что пшеничную муку в зависимости от ее целевого использования подразделяют на пшеничную хлебопекарную; пшеничную общего назначения. Следовательно, характеристика "Пшеничная" и "Хлебопекарная" не являются взаимоисключающими (разнородными) показателями товара, а наоборот являются единым товаром.
Таким образом, заявка с порядковым номером 7 была отклонена от участия в аукционе правомерно, основываясь на положениях документации об аукционе и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Но вместе с тем, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России приходит к выводу, что позиция 1 "Мука пшеничная" требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчиком изначально не сформирована как того требует п.1 ч.1.ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (п.1 ч.1.ст.33 Закона о контрактной системе).
Указание заказчиком знака "/" между характеристиками "Пшеничная/хлебопекарная" введет участников в заблуждение, которое в последующем приводит к отклонению от участия в аукционе, ущемляя тем самым права и законные интересы участников в сфере предпринимательской деятельности, так как характеристика товара "Пшеничная хлебопекарная" является единым продуктом питания в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52189-2003 "Мука пшеничная. Общие технические условия", где указано, что пшеничная мука в зависимости от ее целевого использования подразделяется на пшеничную хлебопекарную; пшеничную общего назначения.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации об аукционе предусмотрено, что предлагаемые товары, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, в частности, ГОСТ Р 55478-2013 "Горох овощной свежий. Технические условия".
Однако, согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию метрологии, ГОСТ Р 55478-2013 "Горох овощной свежий. Технические условия" отменен с 1 июля 2017 г. в связи с введением в действие государственного стандарта ГОСТ 33931-2016 "Горох овощной свежий. Технические условия" с датой введения в действие 1 июля 2017 г.
Соответственно, государственный стандарт ГОСТ Р 55478-2013 "Горох овощной свежий. Технические условия", установленный заказчиком в документации об аукционе, применению на территории Российской Федерации не подлежат. Иное толкование положений п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе противоречило бы изначальному смыслу существования и предназначению в Российской Федерации системы метрологии и стандартизации; позволило бы заказчику произвольно, по собственному усмотрению устанавливать правила, разработка которых отменено к исключительной компетенции специализированных органов государственной власти.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации нормы ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N832 устанавливается ограничение допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N832 утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, в вышеуказанный перечень входят, в том числе такие продукты, как "Соль пищевая поваренная йодированная" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.84.30.130, "Рис шелушеный" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.61.11.000, "Сыры, продукты сырные и творог" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.51.4, "Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.20.1.
По предмету государственного контракта заказчиком закупается продукты питания, включая такие продукты, как "Рис" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.61.11.000, "Рыба мороженая" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности -10.20.13.122, "Творог" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.51.40.300, "Соль пищевая" с Кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 10.84.30.130.
Однако, в нарушение ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не предусмотрены ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N832.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено, что местом доставки товара является Российская Федерация, КБР, г.Баксан, ул. Толстого 13, 361534, так как местом нахождения заказчика является тот же адрес, и закупка осуществляется для нужд и потребностей заказчика, однако
в требовании к поставляемым товарам документации об аукционе указано, что доставка продуктов до склада заказчика с разгрузкой осуществляется по адресу: г.Нальчик, ул. Головко, 7.
На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Гузоева Руслана Магомедовича необоснованной.
2.Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" г.о.Баксан и Баксанского муниципального района нарушения ч.3 ст.7, ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница" г.о.Баксан и Баксанского муниципального района, Единой комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" г.о.Баксан и Баксанского муниципального района, ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 января 2018 г. N 05-27/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2018