Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Позитив" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ КК "Фишт" при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого конкурса: "Оказание услуг по комплексному обслуживанию и содержанию спортивного газона Центрального стадиона" (извещение N 0318200063917003638) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N99 от 04.02.2015 г.
Представители Заказчика с доводами жалобы, не согласились. Конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N99 от 04.02.2015 г не установлены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился открытый конкурс: "Оказание услуг по комплексному обслуживанию и содержанию спортивного газона Центрального стадиона" (извещение N 0318200063917003638).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 920 000,00 рублей.
Ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требованиями к участникам закупки:
1. Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
2. Установить случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
Указанные дополнительные требования Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации не установлены.
Согласно п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Критерии оценки конкурсных заявок содержатся в разделе 10 конкурсной документации в частности: "Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40%)":
Наименование показателя критерия |
Значение |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
Количество контрактов (договоров) на оказание услуг по уходу за спортивным натуральным газоном футбольных полей, предназначенных для проведения международных турниров по футболу, исполненных в течение 2014-2017 годов с ценой не менее 4 000 000 рублей по каждому из заключенных контрактов. |
Копии контрактов (договоров) на оказание услуг по уходу за спортивным натуральным газоном футбольных полей, предназначенных для проведения международных турниров по футболу, исполненных в течение 2014-2017 годов с копиями актов приемки оказанных услуг по контракту (договору) в полном объёме. |
Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ |
Количество дипломированных специалистов по специальности "Защита растений" с опытом работы по специальности не менее трёх лет. |
1) Копия диплома о высшем образовании специалистапо специальности "Защита растений". 2)Документы, подтверждающие трудовые отношения с Участником, копии трудовых книжек и (или) копии трудовых договоров, копии личных карточек. |
Количество дипломированных специалистов по направлению "Ландшафтная архитектура" |
1) Копия диплома о высшем образовании специалиста по специальности "Ландшафтная архитектура". 2) Документы, подтверждающие трудовые отношения с Участником, копии трудовых книжек и (или) копии трудовых договоров, копии личных карточек. |
П.4 Постановления Правительства РФ N1085 предусмотрено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ N1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, установление в конкурсной документации критерия оценки конкурсных заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40%)", не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 19.01.2018 г. NПРЕ1 заявка ЗАО "КОМПАНИЯ ИНТЕРСПОРТСТРОЙ" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем, в заявке ЗАО "КОМПАНИЯ ИНТЕРСПОРТСТРОЙ" содержится платежное поручение, распечатанное при помощи системы "Банк-клиент".
В соответствии с п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Согласно ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В Приложении N 2 к извещению о проведении открытого конкурса установлено, что факт внесения участником открытого конкурса денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе подтверждается платежным поручением, оформленными в соответствии с требованиями Положения Центрального банка российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение).
Согласно п. 1.9 Положения перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
На основании п. 1.24 Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).
В настоящее время официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок не обеспечивает технической возможности подачи заявок участниками открытых конкурсов в электронной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 04.06.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, невозможно установить, что представленное в составе конкурсной заявки ЗАО "КОМПАНИЯ ИНТЕРСПОРТСТРОЙ" платежное поручение N 689 от 29.12.2017 на бумажном носителе подписано электронной подписью.
П. 4.7 Положения определено, что исполнение распоряжения на бумажном носителе в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается: банком плательщика посредством представления плательщику экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. При этом штампом банка плательщика может одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения на бумажном носителе и его исполнение.
В представленном ЗАО "КОМПАНИЯ ИНТЕРСПОРТСТРОЙ" платежном поручении N 689 от 29.12.2017 на бумажном носителе отсутствует подпись уполномоченного лица банка, что не соответствует требованиям конкурсной документации.
Кроме того, если платеж осуществлялся электронно, то платежное поручение в графе "Вид платежа" не содержит кода, установленного банком, а имеет отметку "электронно", а также не содержит указание на то, что дата исполнения проставлена банком получателя средств.
Представленное в составе заявки платежное поручение является лишь распечаткой электронного документа из электронной системы "Клиент-Банк", а не подлинником платежного поручения или его копией.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А32-13417/2016, решении Краснодарского УФАС России по делу NК-31/2016 от 22.04.2016 г.
Таким образом, отраслевая комиссия департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края неправомерно признала соответствующей положениям конкурсной документации заявку ЗАО "КОМПАНИЯ ИНТЕРСПОРТСТРОЙ", что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Вместе с тем, представители пояснили, что обеспечение заявки поступило на указанный в конкурсной документации счет.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
В разделе 10 документации установлен порядок и критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимости: цена контракта; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них дипломированных специалистов определенного уровня квалификации, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Также указаны документы, подтверждающие квалификацию участника, по каждому из установленных в документации критериев..
Согласно п.6) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе может содержать документы, подтверждающие квалификацию. Из предоставленной копии заявки участника следует, что в заявке содержались документы, подтверждающие квалификацию, которые позволяли определить название и количество документов. В соответствии с позицией Минэкономразвития России (письмо от 23.11.2015 NД28и-3464) в отношении каждой заявки должна быть объявлена информация о наименовании (фамилии, имени, отчестве), почтовом адресе участника, о наличии в составе заявки сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, о предлагаемых условиях исполнения контракта в соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе конкретно предложения участника закупки по нестоимостным критериям оценки.
В нарушение ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе отраслевой комиссией департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе не внесены в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 18.01.2018. В указанном протоколе указано лишь о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией.
Из размещенного протокола по закупке невозможно идентифицировать количество представленных в предложении участника документов по нестоимостным критериям, что не отвечает принципам открытости и прозрачности.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Позитив" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного органа - департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) нарушение ч.6 ст.52, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУ КК "Фишт", уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N27
по делу NК-8/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 января 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на основании своего решения от 24.01.2018 г. по делу N К-8/2018, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО "Позитив" на действия заказчика - ГБУ КК "Фишт" при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого конкурса: "Оказание услуг по комплексному обслуживанию и содержанию спортивного газона Центрального стадиона" (извещение N 0318200063917003638) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закон о контрактной системе предписывает:
1. Уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) устранить нарушение ч.6 ст. 52, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, а именно:
- внести изменения в приложение N 1 к протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 18.01.2018 в части внесения конкретного предложения участника по условиям исполнения контракта, указанного в заявке на участие в открытом конкурсе по нестоимостным критериям, и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
2. Осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения по делу N К-8/2018 от 24.01.2018.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 28.02.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 января 2018 г. N К-8/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2018