Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу Шаруды <_> (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Главное бюро медико-социльной экспертизы по Краснодарскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Оказание ситуационной помощи и санитарно-профилактических услуг #1" (извещение N 0318100046117000136) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе Шаруда <_> указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установленные в описании объекта закупки характеристики товара не соответствуют требованиям государственных стандартов (позиция 3 "Замок врезной с ручками и верхней реверсивной защелкой"); 2) установлены излишние требования к гарантийному сроку товара (позиция 3 "Замок врезной с ручками и верхней реверсивной защелкой"); 3) в аукционной документации и в извещении об осуществлении закупки имеется противоречивая информация в отношении срока оказания услуг; 4) установлены требования к участникам закупки в соответствии с нормами, утратившими силу; 5) к участникам закупки предъявляется требование - обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности; 6) в один лот объединены услуги, технологически и функционально несвязанные между собой; 7) в описании объекта закупки установлены непонятные требования; 8) в проект контракта неправомерно включена цена контракта.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУ "Главное бюро медико-социльной экспертизы по Краснодарскому краю" проводился электронный аукцион: "Оказание ситуационной помощи и санитарно-профилактических услуг #1" (извещение N 0318100046117000136).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 644 000,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в п. 3 "Конкретные показатели товаров и материалов" Раздела III "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации установлены следующие технические и функциональные параметры товара (материала), в частности:
п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак* (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Замок врезной с ручками и верхней реверсивной защелкой |
|
Соответствие ГОСТ 5089-2011 "Замки защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия" |
Наличие |
Класс замка (цилиндрового механизма), 2 |
Не ниже 2 |
|||
число секретов в зависимости от класса замка (механизма цилиндрового), шт. |
Не менее 5000 |
|||
требование к надежности (безотказное число рабочих циклов (наработка)), шт. |
Не менее 90000 |
|||
Гарантия, месяц |
Не менее 36 |
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (п. 7.7 Раздела II "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме" аукционной документации) определено, что в случае если значения показателей (функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик), устанавливающих требование заказчика к закупаемым товарам, определены как максимальные и (или) минимальные, предложение участника электронного аукциона в отношении объекта закупки по таким показателям подается в соответствии с установленными ниже правилами описания предлагаемого к поставке объекта закупки. Данные правила распространяются на заполнение заявки как в части описания товаров, поставка которых является предметом контракта, так и на описание товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг.
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Исключение из показателя товара словосочетаний "не более" или "не менее" или аналогичных по смыслу ("не хуже, "не ниже" и т.д.) с указанием его конкретного значения означает, что по рассматриваемой позиции каждая единица товара из всего поставляемого или используемого объема обладает только одним единственным значением, предложенным участником в одноименной графе.
В соответствии с п. 5.4 ГОСТ 5089-2011 "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия" минимальное число секретов для разных типов механизмов секретности в зависимости от типа замка соответствующего класса приведено в таблице 3.
Таблица 3 - Минимальное число секретов для замков разного типа
Тип замка |
Число секретов, не менее, для замка класса |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Замок цилиндровый (механизм цилиндровый - штифтовой, пластинчатый) |
2000 |
5000 |
10000 |
50000 |
Замок цилиндровый (механизм цилиндровый - дисковый) |
5000 |
20000 |
200000 |
500000 |
Замок сувальдный |
100 |
1000 |
15000 |
100000 |
Замок навесной: |
|
|
|
|
- дисковый, |
2000 |
10000 |
20000 |
40000 |
- штифтовой, пластинчатый |
1000 |
5000 |
10000 |
20000 |
- сувальдный |
100 |
500 |
1000 |
5000 |
Примечание - Число секретов замка (цилиндрового механизма), содержащееся в таблице секретов, является важной характеристикой любого замка (цилиндрового механизма) и указывает на сложность и точность механизма секретности. |
Согласно п. 5.7.1.2 ГОСТ 5089-2011 минимальное число рабочих циклов (наработка) сборочных узлов замков в зависимости от класса замка приведено в таблице 4.
Таблица 4 - Минимальное число рабочих циклов при испытании узлов замка на безотказность
Сборочный узел замка |
Циклы (наработка), не менее, для замка класса |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Цилиндровый механизм и засов (и защелка) - суммарно с двух сторон (в равных долях) |
30000 |
60000 |
90000 |
120000 |
Сувальдный механизм и засов (и защелка) - суммарно с двух сторон (в равных долях) |
25000 |
50000 |
75000 |
100000 |
Узел привода защелки (от ручки), узел защелки (защелкивание) |
200000 |
200000 |
250000 |
250000 |
На основании п. 4.4.4 ГОСТ 5089-2011 условное обозначение замка должно включать в себя обозначение типа по таблице 2, класс замка и обозначение настоящего стандарта.
Условное обозначение защелок должно включать в себя обозначение типа по таблице 2 и обозначение настоящего стандарта.
В соответствии с п. 4.4.2 5089-2011основные типы замков и защелок приведены в таблице 2. Примеры замков и их комплектующих приведены в приложении Б.
Таблица 2 - Типы замков и защелок
|
|
Обозначение типа замка и защелки |
Наименование замка и защелки |
ЗВ1 |
Замок цилиндровый врезной |
ЗВ2 |
Замок цилиндровый врезной с автоматическим выводом засова |
ЗВ4 |
Замок цилиндровый врезной с защелкой, управляемой ручками |
ЗВ5 |
Замок цилиндровый врезной с роликом |
ЗВ7 |
Замок цилиндровый врезной с защелкой, управляемой ручками и от ключа |
ЗВ8 |
Замок сувальдный врезной |
ЗВ9 |
Замок сувальдный врезной с защелкой, управляемой ручками |
ЗВ10 |
Замок сувальдный врезной с роликом |
ЗВ11 |
Замок сувальдный врезной с защелкой, управляемой ручками и от ключа |
ЗВ13 |
Замок комбинированный врезной с двумя механизмами секретности |
ЗН1 |
Замок цилиндровый накладной |
ЗН2 |
Замок цилиндровый накладной с засовом-защелкой |
ЗН3 |
Замок цилиндровый накладной с защелкой |
ЗН4 |
Замок сувальдный накладной |
ЗНВ1 |
Замок навесной с дужкой |
ЗНВ2 |
Замок навесной со стержнем |
ЗНВ3 |
Замок навесной со стержнем и корпусом, закрывающим детали навески |
ЗПП |
Замок противопожарный |
ЗЭМн |
Замок электромеханический накладной |
ЗЭМв |
Замок электромеханический врезной |
ЗЭн |
Замок электронный накладной |
ЗЭв |
Замок электронный врезной |
ЗМ |
Замок магнитный |
ЗГЦ |
Замок гаражный цилиндровый |
ЗГД |
Замок гаражный дисковый |
ЗГС |
Замок гаражный сувальдный |
ЗЩ |
Защелка врезная |
ЗЩД |
Защелка врезная с механизмом дополнительного запирания |
ЗЩн |
Защелка врезная нерегулируемая |
ЗЩр |
Защелка врезная регулируемая |
ЗЗЩ |
Замок-защелка с засовом и дополнительным запиранием ключом с низкими охранными свойствами для межкомнатных дверей из разных материалов и дверей сантехкабин |
ЗЩМ |
Замок-защелка магнитный |
ЗРР |
Замок раннего реагирования |
Примечание - Для усиления охранных свойств и повышения потребительских качеств замки в соответствии с конструкторской документацией могут иметь дополнительные функциональные устройства: системы горизонтальных и вертикальных тяг и засовов, декоративные лицевые накладки и накладки защитного типа, в т.ч. броненакладки и бронепластины, цепочки, системы тревожной сигнализации и другие устройства. |
В п. 4.4.4 ГОСТ 5089-2011 приведена структура условного обозначения замков и защелок приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура условного обозначения замков и защелок
Пример условного обозначения врезного цилиндрового замка типа ЗВ1 2-го класса:
ЗВ1 класс 2 ГОСТ 5089-2011.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям товара с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения (число секретов, требование к надежности) согласно положениям Инструкции по заполнению заявки, что противоречит требованиям государственного стандарта и является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 5089-2011 для 2 класса замка число рабочих циклов (наработка) составляет не менее 60000, при этом Заказчиком установлено требование к надежности (безотказное число рабочих циклов (наработка)) не менее 90000, что противоречит требованиям государственного стандарта.
Заказчиком в наименовании показателя установлено "Класс замка (цилиндрового механизма), 2", при этом в значении показателя указано - не ниже 2, следовательно, с учетом установления в наименовании показателя 2 класса замка, который изменению не подлежит, предоставление участниками закупки в первой части заявки другого значения показателя будет противоречить наименованию показателя.
Вышеуказанные действия Заказчика свидетельствуют о нарушении п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, вышеуказанное обстоятельство повлияло на предоставление в заявках сведений, противоречащих требованиям государственного стандарта.
Согласно п. 11.2 ГОСТ 5089-2011 гарантийный срок хранения - один год со дня изготовления.
На основании п. 11.3 ГОСТ 5089-2011 гарантийный срок эксплуатации - два года со дня ввода в эксплуатацию или продажи через розничную торговую сеть, включая гарантийный срок хранения.
В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Заказчиком включено в описание объекта закупки требование о гарантии на товар в качестве характеристики товара, сведения о которой предоставляются путем указания конкретного показателя.
Исходя из положений ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей может быть установлено исключительно применительно к характеристикам закупаемого товара (услуги).
Заказчик вправе устанавливать требование об указании конкретных показателей по значениям, относящимся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки. Вместе с тем, гарантия производителя и ее срок не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой товара.
Гарантия производителя является самостоятельной правовой категорией, регулируемой ст. 471 Гражданского Кодекса Российской Федерации и представляет собой способ обеспечения качества товара (в том числе всех его характеристик) на определенный срок.
В силу ст. 471 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара, ввиду чего данный срок не может быть указан конкретно.
Требование к наличию гарантии производителя и ее сроку подлежит указанию в общей части аукционной документации в качестве отдельного требования, факт соответствия которому в силу п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе выражается посредством предоставления в первой части заявки согласия на поставку товара, а не посредством указания ее конкретного показателя.
В связи с этим, требование Заказчика об указании конкретных показателей срока гарантии производителя, не являющейся характеристикой закупаемого товара, является нарушением ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0318100046117000136 в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано до 31.12.2018.
Пунктом 1.3 проекта контракта (Раздел V аукционной документации) определено, что срок оказания услуг: с даты заключения государственного контракта по 31 декабря 2018 года.
Аналогичные сроки определены в п. 5 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации.
Таким образом, информация в отношении сроков оказания услуг, содержащаяся в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации, вводит участников закупки в заблуждение.
В п. 35 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-10 части 1 статьи 31 44-ФЗ.
В п. 8 части II "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме" Раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации определено следующее: Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
9) участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к участникам электронного аукциона не противоречат положениям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 7 части II "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме" Раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации установлены следующие единые требования к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
На основании п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, установленное Заказчиком требование в п. 7 части II "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме" Раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в один лот объединены услуги, технологически и функционально несвязанные между собой.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В Раздел III "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации определены следующие услуги: "Оказание ситуационной помощи и санитарно-профилактических услуг #1"
N п/п |
Наименование |
Предъявляемые требования |
Кол-во (чел.) |
Примечание |
1. |
Санитарно-профилактические услуги (СПУ) |
Комплексная внутренняя уборка помещения (сухая и влажная уборка с применением моющих средств), влажная химчистка ковровых поверхностей (ковролин, палас), мойка окон и ограждающих конструкций, уборка после текущего и капитального ремонта, качество в соответствии с ГОСТом Р 51870-2002, ежедневно кроме выходных в рабочее время в соответствии с графиком работы учреждения либо уборка территории: (в среднем - 100 м2 клумба, 250-380 м2 тротуарная плитка), мойка мощения и ограждающих конструкций с применением моющих средств, наличие личных медицинских книжек. |
более 30 |
|
2. |
Услуги специалиста по оказанию ситуационной помощи и комплексному обслуживанию зданий и сооружений (ОС) |
Оказание ситуационной помощи инвалидам на территории филиалов, в санитарных комнатах, прилегающей территории (от и до ближайших остановок общественного транспорта): - помощь (сопровождение) при передвижении - помощь при выполнении действий самообслуживания и других ручных действий - помощь при составлении письменных обращений (документов) - при формальных взаимоотношениях производить тифлосурдоперевод. - при формальных взаимоотношениях производить сурдоперевод Текущий ремонт и техническое обслуживание здания (поддержание в рабочем состоянии служебных помещений, мебели, оборудования и др.), мойка фасадов, эксплуатация систем зданий, наличие личных медицинских книжек. |
более 13 |
|
3. |
Услуги дежурного специалиста по оказанию ситуационной помощи (ДОС) |
Оказание ситуационной помощи инвалидам на территории филиалов, в санитарных комнатах, прилегающей территории (от и до ближайших остановок общественного транспорта): - помощь (сопровождение) при передвижении - помощь при выполнении действий самообслуживания и других ручных действиях - помощь при составлении письменных обращений (документов) - при формальных взаимоотношениях производить тифлосурдоперевод. - при формальных взаимоотношениях производить сурдоперевод услуги вахтера (сторожа): (дежурства в учреждении в рабочие дни с 16.00 до 8.00, в выходные и праздничные дни с 8.00 до 8.00), наличие личных медицинских книжек. |
более 33 |
|
N п/п |
Адреса филиалов учреждения и главного бюро МСЭ |
1. |
Бюро, 350000 г. Краснодар, ул. Садовая, 151 |
2. |
Бюро N 16, 353320 г. Абинск, Комсомольский пр., 93 |
3. |
Бюро N 18, 352690 г. Апшеронск, ул. Ленина, 48 |
4. |
Бюро N 22, 352600 г. Белореченск, ул. Толстого, 51 |
5. |
Бюро N 23, 353180 г. Кореновск, ул. Ленина, 132 г. Кореновск |
6. |
Бюро N 26, 353200 ст. Динская, ул. Пролетарская, 50 "Б" |
7. |
Бюро N 29, 353800 ст. Полтавская, ул. Просвещения, 107 |
8. |
Бюро N 31, 353330 г. Крымск, ул. Комсомольская, 23 |
9. |
Бюро N 41, 353240 ст. Северская, ул. Комарова, 3 |
10. |
Бюро N 42, 353567 г. Славянск-на-Кубани ул. Дзержинского, 246/2 |
11. |
Бюро N 48, 352700 г. Тимашевск, ул. Ленина, 145 |
12. |
Бюро N 51, 352331 г. Усть-Лабинск, ул. Красноармейская, 568А /ул. Вольная |
Оказание вышеуказанных услуг, предусматривающих весь комплекс услуг, позволяет определить единого исполнителя, руководящего всеми стадиями процесса оказания санитарно-профилактических услуг, услуг по оказанию ситуационной помощи и комплексному обслуживанию зданий и сооружений, в результате чего обеспечивается качество оказываемых услуг, оперативность решения вопросов, эффективность использования бюджетных средств.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к услугам являются для него или других участников закупки непреодолимым, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки. С запросами о разъяснении положений аукционной документации Заявитель не обращался.
Заявитель указывает, что в описании объекта закупки установлены непонятные требования.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что при формировании объекта закупки Заказчик руководствовался "Методическим пособием для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений медико-санитарной экспертизы и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи". Требования Заказчика сформированы согласно производственной необходимости и потребности Заказчика с учетом целей и задач учреждения.
С запросами о разъяснении положений аукционной документации Заявитель не обращался. Довод Заявителя в части установления непонятных требований документально не подтвержден.
Согласно п. 4.1 проекта контракта (Раздел V аукционной документации) цена Контракта составляет 18 644 000 (восемнадцать миллионов шестьсот сорок четыре тысячи) рублей 00 копеек.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что допущена техническая ошибка, возникшая при копировании текста в документации.
Таким образом, установление в проекте контракта цены контракта противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлены с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Шаруды <_> обоснованной в части установления в описании объекта закупки характеристики товара, не соответствующей требованиям государственных стандартов (позиция 3 "Замок врезной с ручками и верхней реверсивной защелкой"), установления требований к гарантийному сроку товара, наличия противоречивой информации в отношении срока оказания услуг, неправомерного включения цены контракта в проект контракта.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социльной экспертизы по Краснодарскому краю" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУ "Главное бюро медико-социльной экспертизы по Краснодарскому краю" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 31
по делу N ЭА-90/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
25 января 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 25.01.2018 г. по делу N ЭА-90/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы Шаруды <_> на действия ФКУ "Главное бюро медико-социльной экспертизы по Краснодарскому краю" при проведении электронного аукциона: "Оказание ситуационной помощи и санитарно-профилактических услуг #1" (извещение N 0318100046117000136) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФКУ "Главное бюро медико-социльной экспертизы по Краснодарскому краю" (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-90/2018 от 25.01.2018 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 21.02.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 января 2018 г. N ЭА-90/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018