Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Членов Комиссии:
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
Рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (ИНН: 9102177780) (далее - Заявитель), на действия ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов", Начальная (максимальная) цена контракта - 1 057 075 руб. 00 коп. (извещение N 0190200000317014185) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Предмет закупки - Поставка лекарственных препаратов;
Дата и время начала подачи заявок 28.12.2017 11:22;
Дата и время окончания подачи заявок 23.01.2018 08:00;
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 057 075 рублей 00 копеек;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printF ormId=29963651
По мнению Заявителя, описание объекта закупки не позволяет предложить участникам аукциона взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат, что не соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком были представлены письменные возражения на жалобу, в которых Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Согласно Потребности, Заказчик в описании объекта закупки указал следующие характеристики лекарственного препарата (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные):
N п/п |
МНН |
Характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Цефепим |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения или порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения 1,0 г. в стеклянных флаконах, в комплекте с растворителем; в упаковке 1 флакон с препаратом и 1 ампула с растворителем. В инструкции по применению должны отсутствовать указания на применение "с осторожностью" при заболеваниях ЖКТ, кроме воспалительных заболеваний толстой кишки в амнезе. В инструкции по применению должны отсутствовать указания на развитие тяжелой нежелательной реакции со стороны ЦНС в виде потери сознания. |
Флакон |
2500 |
Включение данных требования Заказчик обосновывает тем, что:
а) В условиях стационаров велика выявляемость пациентов с различной хронической патологий ЖКТ: хроническими гастритами, язвенной болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, холециститами, дуоденитами, гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Таким образом, применение цефепимов, для которых в Инструкции по медицинскому применению имеются определенные ограничения к их использованию у пациентов с хроническими заболеваниями ЖКТ, во избежание развития возможных нежелательных лекарственных реакций, обусловленных антимикробной терапией, требует предварительного тщательного обследования с применением дорогостоящих диагностических процедур (эндоскопия, биохимические исследования крови, рентгенологические методы диагностики). Это значительно повышает общую стоимость лечения, требует дополнительной нагрузки на пациента в виде инвазивных манипуляций и задерживает этиотропное антимикробное лечение, что, в свою очередь, повышает риск развития генерализованных осложнений, вызванных инфекционным заболеванием. Также указанное в Инструкции ограничение исключает проведение периоперационной антибиотикопрофилактики (цефепим - препарат выбора для периоперационной профилактики при полостных оперативных вмешательствах), что значительно повышает риск развития послеоперационных инфекций.
б) Несомненно, безопасность лекарственной терапии является ведущим требованием к современным антибиотикам, применяемым в клиниках. Поэтому, не следует назначать цефепимы, в инструкциях по применению которых имеются указания на риск развития нетипичных для данной группы препаратов нежелательных реакций, особенно потери сознания. Так как МНН: Цефепим рассматривается как препарат выбора для лечения инфекций ЦНС, в т.ч. бактериального менингита, то "потеря сознания" значительно утяжеляет течение основного заболевания, требуя интенсивной терапии, особенно у детей. В целом, применение лекарственных препаратов, оказывающих токсическое действие на ЦНС, утяжеляет течение инфекций и может приводить к развитию необратимых изменений.
в) Лекарственные препараты для парентерального введения в виде порошков и лиофилизатов перед применением (внутримышечным или внутривенным введением) необходимо растворить. Инструкция по медицинскому применению содержит указания на способ приготовления раствора и перечень рекомендованных растворителей.
Для эффективной и безопасной терапии желательно использовать раствор лекарственного препарата определенной концентрации, приготовленный с использованием стандартного растворителя для данной лекарственной формы. Это позволит: 1) быстро достичь эффективных концентраций лекарственного препарата в сыворотке крови; 2) предупредить физико-химическую инактивацию лекарственного препарата, связанную с содержащимися в растворителе примесями или иными препаратами (например, р-р декстрозы может содержать соляную кислоту в качестве стабилизатора); 3) позволит избежать использования иного, чем рекомендованного Инструкций по применению (например, раствора Рингера, часто применяемого в стационарах, или растворов аминокислот, или 10% раствора декстрозы, что нежелательно у пациентов с сахарным диабетом); 4) избежать развития побочных действий, опосредованных растворителем (например, развития анафилаксии у новорожденных при использовании воды для инъекций с бензиловым спиртом); 5) избежать развития побочных действий, опосредованных высокой концентрацией лекарственного препарата (например, флебитов, тромбофлебитов, болезненности в месте введения).
Заказчик утверждает, что заявленные требования имеют высокую клиническую значимость, напрямую влияют на эффективность и безопасность проводимой лекарственной терапии.
Обязательными требованиями Заказчика является поставка лекарственных препаратов в соответствии с положениями технического задания, значимыми для Заказчика и оказывающими влияние на качество и безопасность выполнения им деятельности в рамках имеющейся лицензии.
Согласно Государственного реестра лекарственных средств (grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), МНН: Цефепим в комплекте с растворителе соответствуют с требуемыми Заказчику характеристиками соответствуют как минимум 2 препарата различных производителей, в том числе:
- МНН: Цефепим производства ОАО "Красфарма", Россия, РУ ЛСР-005870/09
- МНН: Цефепим производства ООО "Пребенд", Россия; РУ N 003298/01
Соответственно утверждение Заявителя, что указанным в аукционной документации требованиям соответствует единственный лекарственный препарат производителя ОАО "Красфарма", Россия, не верно.
Также Заказчик сообщает, что при формировании аукционной документации был проведен мониторинг фармацевтического рынка, который подтвердил наличие необходимых государственному заказчику препаратов у различных поставщиков, независимо от производителя.
Для определения начальной (максимальной) цены контракта, в адрес нескольких фирм были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений по заявленным позициям. Были получены предложения от нескольких фирм:
ООО "Антибиотик плюс" г. Екатеринбург,
ООО "Виктория Фарм" г.Ижевск,
ООО "Сибтрейд" г. Новокузнецк.
Это свидетельствует о том, что рынок поставщиков МНН:Цефепим с требуемыми характеристиками свободный, имеется неограниченное количество участников, в связи с чем, данные препараты могут быть закуплены, как у производителей, так и многих дистрибьюторов.
Одной из целей Закона о контрактной системе в сфере закупок является удовлетворение потребностей заказчика в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика. Соответственно принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут заказаны по причине того, что требуемым характеристикам отвечает товар только одного производителя. Иное толкование норм закона означало бы, что заказчики лишались бы доступа к необходимым товарам, вынужденно закупая лишь те товары, которые производятся большим количеством производителей.
Заявитель необоснованно приводит ссылку на основные положения Письма ФАС России NАД/634516 от 03.02.2016 г. "По вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов", настаивая, что Заказчик указал терапевтически не значимые характеристики, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара.
Информационное письмо ФАС России NАД/634516 от 03.02.2016 г. "По вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов имеющих международное непатентованное наименование "Глатирамера ацетат", в лекарственной форме "раствор для подкожного введения" с разными дозировками 20 мг/мл, 40 мг/мл" - ответ на запрос коммерческой структуры, содержит исключительно разъясняющую информацию сферы государственных закупок лекарственных препаратов имеющих МНН "Глатирамера ацетат" не являющегося предметом настоящих торгов и не может приниматься во внимание в рассматриваемом случае.
Комиссия считает, учитывая вышеизложенное, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Заявителем не доказано, что данные положения аукционной документации могут повлечь действия, которые ограничивают действия участника закупки при заполнении своей заявки.
Вместе с тем, лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке. В связи с этим, любой хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, имеет возможность осуществлять продажу лекарственного препарата, требующегося Заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
При этом законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления Заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Также в материалы рассматриваемого дела Заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования к поставляемому товару влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, при анализе рассматриваемой документации о проведении электронного аукциона положений, нарушающих требования Закона о контрактной системе, Комиссией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (ИНН: 9102177780), на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов", Начальная (максимальная) цена контракта - 1 057 075 руб. 00 коп. (извещение N 0190200000317014185)http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view .html?printFormId=29963651, необоснованной.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 января 2018 г. N 04-01/028-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2018