Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Недра Сибири" (далее также - ООО "Недра Сибири", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Нерюнгринской районной администрации (далее также - Администрация, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее также - МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района", уполномоченное учреждение): не явились представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика Нерюнгринской районной администрации, уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на 42.11.20.000 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (изв. N 0816300017017000279), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Недра Сибири"
Из текста жалобы ООО "Недра Сибири" следует, что:
1) Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о необходимости членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2) Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (части 4-5 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Следовательно, из смысла данной статьи закона следует право заказчика на получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявки или при подписании контракта. Возможность требовать представления нового обеспечения или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта данным законом не предусмотрено.
Единственное исключение предусмотрено в части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, в силу которой в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Условие "если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту" не конкретизировано и имеет широкое толкование, в том числе может включать в себя предоставление недостоверной банковской гарантии.
В таком случае, опираясь на данное условие проекта контракта, у подрядчика возникает возможность предоставления недействительной банковской гарантии и возможность ее безнаказанной замены в ходе исполнения обязательств по контракту, что противоречит законодательству и увеличивает риск заключения контракта с недобросовестным участником закупки.
Таким образом, на участника закупки условиями аукционной документации фактически возложены риски действительности банковских гарантий на весь период ее предоставления, в силу чего они могут быть в ходе исполнения контракта повторно обязаны предоставлять обеспечение исполнения контракта. Следовательно, подобное условие, включенное в проект контракта должно содержать уточнение о том, что действие указанного пункта не распространяется на случаи, когда подрядчиком предоставлена недостоверная банковская гарантия, поскольку у заказчика имеется возможность проверить достоверность предоставляемой банковской гарантии на стадии подачи заявок.
Возлагая дополнительные требования к обеспечению исполнения контракта, не предусмотренные законодательством о контрактной системе, заказчик ущемляет законные права участников закупки и противоречит положениям статьи 96 Закона о контрактной системе.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что несмотря на то, что предметом закупки является текущий ремонт, это не изменяет характер спорных работ, для которых необходимо членство СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В сметах, которые являются неотъемлемой частью аукционной документации и размещены в единой информационной системе, предусмотрен такой вид работ как укрепление обочин. Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года N 402 пп. "г" п. 2 ч. 4 раздела 2 "Укрепление обочин" классифицируется как капитальный вид работ.
В соответствии с пунктом 1.5 проекта контракта подрядчик должен выполнить работы своими силами без привлечения субподрядных организаций.
Относительно неустановления дополнительных требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99, отмечают, что предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту межселеннных автомобильных дорог.
В части установления в проекте контракта обязанности предоставить иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение контракта, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие ли иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательства по настоящему контракту не противоречит статье 96 Закона о контрактной системе и иному действующему законодательству РФ. Также законодательством РФ не установлено требование о необходимости заказчиком конкретизировать случаи предоставления нового обеспечения взамен недействующего.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 26.12.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 43 759 600,00 руб.;
4) на участие в закупке поданы 2 заявки от участников закупки;
5) в ходе проведения электронного аукциона предложения о цене контракта поданы 2 участниками закупки;
6) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
7) На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о необходимости членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 26 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ Основные требования" раздела I.3. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено следующее:
"1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
СРО в которой состоит участник должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Совокупный размер обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Данные требования не распространяются на:
- унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием, в случаях, которые перечислены в ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ)".
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требования, соответствующие действующему законодательству.
Как отмечено выше, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Пунктами 10.1, 13, 14.1, 14.3 статьи 1 ГрК РФ установлено следующее:
10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено следующее: капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 1.1 проекта контракта предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту межселенных автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории МО "Нерюнгринский район" в 2018 году (далее - Работа). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению Работ в соответствии с Приложением N1, Приложением N2, Приложением N3, Приложением N4 к настоящему контракту, являющихся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Также в проекте контракта указаны приложения к настоящему контракту, являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта, в том числе Приложение N1 - Локальные сметные расчеты (4 шт.) N б/н от 14.12.2017 г.
Разделом 2 "Асфальтирование картами" локальных сметных расчетов на ремонт автодороги АЯМ 375 км - Нерюнгри 3,7 млн, ремонт автодороги АЯМ-Промплощадка, участок АЗС-Промплощадка 5,1 млн, ремонт автодороги АЯМ-Промплощадка, участок АЯМ 373 км - мост Аммунакта 33,2 млн, размещенными в составе аукционной документации, предусмотрены работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утверждена прилагаемая классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее также - Классификация).
Согласно подпункту "г" подпункта 2 пункта 4 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" Классификации к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы по дорожным одеждам: укрепление обочин.
Таким образом, предметом данного контракта является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, следовательно, требование к участникам закупки о необходимости членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства установлено правомерно.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части включения в проект контракта условия о представлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нового обеспечения контракта в случае, если представленное ранее престало быть действительным, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 8.4 проекта контракта установлено следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях, которые указаны в настоящей части контракта.
В ходе исполнения контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, законодательство о контрактной системе основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по независимой гарантии прекращается окончанием определённого в независимой гарантии срока, на который она выдана.
Поскольку срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, следовательно, если обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным, закончило своё действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязанности подрядчика представить государственному (муниципальному) заказчику надлежащее обеспечение исполнение контракта.
Такое условие направлено на защиту интересов заказчиков от действий недобросовестных участников закупки и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у неё намерения исполнить контракт.
Так, с учетом вышеизложенного, в силу принципа свободы договора Комиссия считает возможным включение в проект контракта положения о предоставлении заказчику иного обеспечения контракта в случае, если представленное ранее перестало быть действительным.
Таким образом, установление заказчиком в проекте контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия не противоречит Закону о контрактной системе.
Как указано выше, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе выбор способа обеспечения остается за участником закупки.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов участников закупки данными действиями заказчика/уполномоченного учреждения.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Пунктом 32 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела I.3. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено следующее:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
<_>
2) декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 Федерального закона".
Таким образом, из положений аукционной документации следует, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларацию о своем соответствии требованию о том, что участник закупки не является офшорной компанией/
Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным учреждением нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 759 600,00 руб.
Извещением о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД2 предмета закупки 42.11.20.000.
Как установлено ранее в решении, предметом данного контракта является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Следовательно, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99.
Между тем, аукционная документация, извещение о проведении электронного аукциона не содержат таких требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным учреждением нарушены часть 2 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" необоснованной.
2. Признать заказчика Нерюнгринскую районную администрацию/уполномоченное учреждение Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" нарушившими часть 2 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Нерюнгринской районной администрации/уполномоченному учреждению Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 января 2018 г. N 06-69/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2018