Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также -Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "СтройСервис"(далее также -ООО"СтройСервис", Общество, заявитель):не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее также - ООО "ТехноСтрой", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Усть-Алданский район"Республики Саха (Якутия)(далее также - Администрации МР"Усть-Алданский район" РС (Я), уполномоченный орган): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотревжалобыООО "СтройСервис", ООО "ТехноСтрой" на действия Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги "Борогонцы-Кыллай км 108+535 - км 123+535 (участок км 115+335 км - 118+735) (изв. N 0116300008417000101),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "СтройСервис", ООО "ТехноСтрой".
Из текста жалобы ООО "СтройСервис" следует:
1. Поскольку объектом настоящей закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги и начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей заказчик в извещении о закупке и документации об электронном аукционе обязан установить требование о соответствии участников ст. 58.8 ГрК РФ и дополнительным требованиям к опыту, установленным Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99, а также установить требования к содержанию во второй части заявки документов подтверждающих соответствие установленным требованиям.
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует:
1. В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указаны различные реквизиты для перечисления обеспечения исполнения контракта.
2. В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указаны разные размеры обеспечения исполнения контракта.
В письменных пояснениях заказчика по жалобе ООО "СтройСервис" указано следующее.
Согласны с доводами жалобы о том, что не установлены требования к наличию выписки из членства СРО, и не установлены дополнительные требования, согласно Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В письменных пояснениях заказчика по жалобе ООО "ТехноСтрой" указано следующее.
1. В аукционной документации при указании лицевого счета допущена опечатка.
2. В п.20 аукционной документации ошибочно установлен процент обеспечения исполнения контракта. В плане графике и извещении установлено сумма в размере 9 660 000,00 рублей, что соответствует 30% от начальной максимальной цены контракта.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ",официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -06.12.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 32 200 000.00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано2заявки, к участию в электронном аукционе допущенывсе участники закупки;
5) на момент рассмотрения дела заявки на участие в электронном аукционе не рассмотрены;
Комиссия признала жалобу ООО "ТехноСтрой"обоснованной.
Довод заявителя о наличии разночтений в извещении и документации об электронном аукционе относительно указания реквизитов перечисления обеспечения исполнения контракта подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона указаны платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта: "Номер лицевого счёта" 55411027022.
В пункте 21 Информационной карты документации об электронном аукционе указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта: л/с 55146027022.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в документации об электронном аукционе допущена техническая ошибка.
Следовательно, заказчиком нарушена часть 1 статьи 64, часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления разного размера обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении о проведении электронного аукциона указан размер обеспечения исполнения контракта - 9 660 000 рублей.
В пункте 20 Информационной карты документации об электронном аукционе указан размер обеспечения исполнения контракта: 5% от начальной (максимальной) цены контракта (договора): 9 660 000 рублей.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в плане-графике и извещении о проведении электронного аукциона указана сумма 9 660 000 рублей, что соответствует 30% начальной (максимальной) цены контракта. В Информационной карте допущена техническая опечатка в части указания 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, заказчик нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Комиссия признала жалобу "СтройСервис" обоснованной на основании следующего.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги "Борогонцы-Кыллай км 108+535 - км 123+535 (участок км 115+335 км - 118+735).
Начальная максимальная цена контракта составляет 32200000.00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 2 статьи 52ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Следовательно, в рамках данного электронного аукциона участниками закупки могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться членство в саморегулируемой организации, при этом не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, поскольку данные свидетельства признаются утратившими силу.
Таким образом, правоспособность участников закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в силу указанных ранее изменений ГрК РФ подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утверждённой в установленном порядке, а также наличием соответствующего взноса в компенсационных фонд такой организации.
Между тем, согласно материалам дела, требование к участникам закупки о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утверждённой в установленном порядке, а также наличии соответствующего взноса в компенсационных фонд такой организации заказчиком не установлено.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
В ходе рассмотрения дела установлено, что предметом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги "Борогонцы-Кыллай км 108+535 - км 123+535 (участок км 115+335 км - 118+735), под позиции КТРУ 42.11.20.000, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 32200000.00 рублей.
Между тем, согласно материалам дела, требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 99 заказчиком ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации об электронном аукционе не установлены.
Таким образом, заказчик нарушил пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 5 статьи 66, часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать ООО "ТехноСтрой" на действия Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги "Борогонцы-Кыллай км 108+535 - км 123+535 (участок км 115+335 км - 118+735) (изв. N 0116300008417000101) обоснованной.
2. Признать ООО "СтройСервис"на действия Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги "Борогонцы-Кыллай км 108+535 - км 123+535 (участок км 115+335 км - 118+735) (изв. N 0116300008417000101) обоснованной.
3. Признать заказчика Администрациюмуниципального района "Усть-Алданский район"Республики Саха (Якутия)нарушившимчасть 3 статьи 7, часть 1 статьи 64, часть 6 статьи 96, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 5 статьи 66, часть 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрациимуниципального района "Усть-Алданский район"Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.В. Луковцева
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 декабря 2017 г. N 06-1431/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018