Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПРОФГРУПП" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее -Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории Федерального агентства лесного хозяйства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100005618000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также в документации об Аукционе не установлены единицы измерения показателей товаров по показателю "минимальное сопротивление диффузии водяного пара не менее 2800".
2. В документации об Аукционе установлены две инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, предусматривающие различные правила заполнения заявки на участие в Аукционе в отношении указания конкретных значений показателей, а также указания слова "должен".
3. В документации об Аукционе установлен список государственных стандартов без указания на конкретные товары, которые должны соответствовать стандарту.
4. Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки услуги, которые функционально и технологически не связаны друг с другом, а именно оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и по санитарному содержанию зданий и прилегающей территории.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что 06.02.2018 Заказчиком принято решение о внесении изменений в документации об Аукционе, в соответствии с которой в составе заявки требуется исключительно согласие на выполнение работ, предусмотренных документацией об Аукционе, без указания конкретных характеристик товара.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 23.01.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 22 082 500 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.02.2018.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в таблице приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе (в ранее действующей редакции от 23.01.2018) установлены, в том числе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, например,
- по позиции "Семена газонных трав": максимальное содержание сорняков в семенах овсяницы овечьей не более 1 %.
- по позиции "Доска паркетная": Максимальный размер сросшихся здоровых светлых и темных сучков не более 5 мм. Максимальное количество сросшихся здоровых светлых и темных сучков на 1 погонном метре не более 5 шт.
- по позиции "Наличник": Максимальный размер пластевых сучков на лицевой поверхности не более 1/2 стороны. Максимальный размер ребровых сучков на лицевой поверхности не более 1/4 стороны.
- по позиции "Трубка изоляционная": минимальное сопротивление диффузии водяного пара не менее 2800.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что 06.02.2018 Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, в соответствии с которой в составе заявки требуется исключительно согласие на выполнение работ, предусмотренных документацией об Аукционе, без указания конкретных характеристик товара.
2. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе установлены две инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, предусматривающие различные правила заполнения заявки на участие в Аукционе в отношении указания конкретных значений показателей, а также указания слова "должен".
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе (в ранее действующей редакции от 23.01.2018), предусмотрены правила заполнения заявки на участие в Аукционе, указанные в пункте 13 технического задания документации об Аукционе, а также в приложении 1 документации об Аукционе.
В отношении указанного представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что положения инструкции по заполнения заявки на участие в Аукционе не содержат противоречий, в частности, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, участники закупки должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям заказчика, в отношении указания слов "должен" указано правило, что предложение участника не должно содержать слов "должен".
Кроме того представители Заказчика пояснили, что 06.02.2018 Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, в соответствии с которой в составе заявки требуется исключительно согласие на выполнение работ, предусмотренных документацией об Аукционе, без указания конкретных характеристик товара.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлен список стандартов без указания в отношении характеристик какого именно товара распространяется стандарт.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе (в ранее действующей редакции от 23.01.2018), предусмотрен список стандартов, например:
ГОСТ Р 51870-2014 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия.
ГОСТ 30333-2007 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования.
В отношении указанного, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные положения документации об Аукционе о соответствии стандарта относятся к услугам, при этом характеристики товаров, установленные в таблице приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе содержат указание на соответствие стандарту.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки услуги, которые функционально и технологически не связаны друг с другом, а именно: оказание услуг по комплексной техническому обслуживанию и по санитарному содержанию зданий и прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории Федерального агентства лесного хозяйства в 2018 году.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках закупки предполагается оказание услуг, которые функционально и (или) технологически связаны между собой, при этом место оказания услуг составляет единый комплекс зданий.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПРОФГРУПП" обоснованной в части установления в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что 06.02.2018 Заказчиком устранены выявленные нарушения путем внесения изменений в документацию об Аукционе, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 02.02.2018 по делу N 18/44/105/95 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 февраля 2018 г. N 18/44/105/102 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был