Резолютивная часть решения оглашена "01" февраля 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "06" февраля 2018 года.
в присутствии: представителя комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд иных заказчиков (далее - Комиссия по осуществлению закупок) - БСУ "Фонд имущества Калужской области" /__./ (паспорт, доверенность), в отсутствии представителя заявителя ООО "Система", рассмотрев жалобу N18-03з/2018 ООО "Система" по существу, установила: |
|
26.01.2018 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Система" на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137300031917000280), предметом которого является разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Блочная газовая котельная по ул. К. Маркса в г. Кирове Калужской области" (Реестровый номер: 2041Э-14/17сб).
ООО "Система" полагает, что Комиссия по осуществлению закупок в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) приняла решение о признании заявки ООО "Система" победителем открытого аукциона.
Комиссией по осуществлению закупок представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Система", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Комиссии по осуществлению закупок основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 21.12.2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137300031917000280 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Блочная газовая котельная по ул. К. Маркса в г. Кирове Калужской области" (Реестровый номер: 2041Э-14/17сб) (далее - Аукцион)
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 1 360 000, 00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступала - Кировская районная администрация МР "Город Киров и Кировский район".
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N0137300031917000280 от 18.01.2018 г. победителем открытого аукциона был признан участник Общество с ограниченной ответственностью "Система" с предложенной ценой контракта 183 600, 00 рублей.
2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Система", Общество считает, что аукционная комиссия Заказчика, признав заявку ООО "Система" соответствующей требованиям аукционной документации, нарушила ч. 2 ст. 69 ФЗ N44, ввиду того, что в соответствии с Единым реестром членов СРО контроля Ассоциации "Национальное объединение строителей" (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/) ООО "Система" ИНН 7805179890: не имеет право на выполнение работ по договору архитектурно-строительного проектирования, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, т.к. не имеет компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Система", Комиссией Калужского УФАС России было установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Также в соответствии с ч.4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абз. 1 ч.З ст. 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, на основании указанных норм Заказчиком в п. 17 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе было установлено требование к участникам закупки:
Соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги (выполнение работ), являющейся объектом закупки (- в соответствии с ч. 4 ст. 48, ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования; - в соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ; - в соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 или 13 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ). Установленное требование не применяется в случаях, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ.
Пунктом 15, 16 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлено, что в качестве подтверждения соответствия участника закупки установленным требованиям во второй части заявки необходимо предоставить действующую выписку (копию действующей выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Предоставление указанного документа не требуется в случаях, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона N44-ФЗ, положений документации об электронном аукционе участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям на момент подачи заявки.
На рассмотрении жалобы представитель Комиссии по осуществлению закупок пояснил следующее.
18 января 2018 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, что было документально зафиксировано в протоколе N 0137300031917000280.
По результатам рассмотрения заявки Общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМА" комиссией было принято решение ее соответствии требованиям документации об электронном аукционе.
В составе заявки участник закупки предоставил копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, в соответствии с которой Общество с ограниченной ответственностью "СИСТЕМА" имеет право осуществлять подготовку проектной документации в отношении объектов капитального строительства по договору на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Так же представитель Комиссии по осуществлению закупок указал, что на момент рассмотрения заявки Общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМА" у комиссии отсутствовала информация о наличии у участника закупки обязательств по указанным в абз. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ договорам.
Изучив документы, представленные на рассмотрение жалобы ООО "Система", а также учитывая пояснения представителя Комиссии по осуществлению закупок, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
Согласно разъяснениям Ассоциации "Национальное объединение строителей" (созданной в соответствии со ст. 55.20 ГрК РФ) на основании положений ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации должен соответствовать требованиям по уплате взноса в компенсационный фонд на момент заключения договора, а не при подаче заявки. Поэтому он может участвовать в торгах. Однако до подписания договора будет обязан внести дополнительный взнос в компенсационный фонд.
Таким образом, исходя из смысла и буквального толкования ст. 55.16. ГрК РФ размер фонда обеспечения договорных обязательств ограничивает общий размер договоров, заключаемых по результатам проведения конкурентных способов закупки (далее - процедуры), но не ограничивает возможность участия в таких процедурах с суммарными обязательствами, превышающими установленные в выписке из реестра членов саморегулируемой организации на момент подачи заявки. Участник процедур имеет возможность оперативно увеличить уровень ответственности по договорам, заключаемым по результатам проведения конкурентных способов закупки, подав заявление в саморегулируемую организацию и оплатив необходимый взнос, при этом не предъявляются дополнительные требования к квалификации участника.
Согласно ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного в соответствии с ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего совокупному размеру обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в пятидневный срок с даты получения указанных документов обязаны внести дополнительный взнос в такой компенсационный фонд до размера взноса, предусмотренного саморегулируемой организации для соответствующего уровня ответственности по обязательствам члена саморегулируемой организации в соответствии с ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 указанной статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заявителя на то обстоятельство, что Комиссия по осуществлению закупок осуществляет рассмотрение заявок на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Этап заключения контракта регулируется положениями ст. 70 Федерального закона N44-ФЗ и начинается с направления заказчиком проекта контракта участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт.
При этом, ч. 9 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что заказчик отказывается от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, если заказчик обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 указанного закона.
Также, в соответствии с ч. 15 ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что при необходимости, участник закупки должен внести дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до заключения контракта, а в случае если заказчик обнаружит, что участник закупки не совершил необходимые действия, заказчик должен отказаться от заключения контракта или в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, при выявлении указанного несоответствия после заключения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Комиссия по осуществлению закупок при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137300031917000280), предметом которого является разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Блочная газовая котельная по ул. К. Маркса в г. Кирове Калужской области" (Реестровый номер: 2041Э-14/17сб), руководствуясь требованиями аукционной документации, требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ правомерно приняла решение о признании ООО "Система" победителем электронного аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Система" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/__./ |
|
___________________ |
/__./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 февраля 2018 г. N 18-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018