Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 78 Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ТеплоТехСервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2092-ЭП/18 от 26.01.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем учета тепловой энергии, приборов учета горячего водоснабжения, индивидуальных тепловых пунктов в образовательных учреждениях Петроградского района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200194417000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 996 440,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных требований к конкретным показателям товаров и необъективное описание объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару N 73 "Грунтовка тип 1": "Время высыхания до степени 3, при (105_5) °С: не более 30 мин".
Согласно разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара "Грунтовка тип 1" ГОСТ 25129-82.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 25129-82 Время высыхания до степени 3, при (105_5) °С: не более 35 мин.
Следовательно, согласно требованиям документации о закупке участник закупки в первой части заявки вправе указать значение, соответствующее требованиям государственного стандарта, но не соответствующее требованиям документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в части довода об установлении нестандартных требований к показателю "Номинальный диаметр резьбы 4,5 мм" по товару 71, показателям "Наружный диаметр", "Масса 1 метра труб", "Толщина стенки" по товару 68, показателям "Условный проход", "Масса без покрытия", по товару 69, согласно доводам жалобы.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 73 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, например, следующие требования к товару "Грунтовка": "Условная вязкость при (20,00,5) °С по вискозиметру ВЗ-4: не менее 45 с. Время высыхания до степени 3, при (202) °С: не более 24 ч. Степень перетира: не более 40 мкм. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3: не менее 0,35 усл.ед".
Согласно разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара "Грунтовка" ГОСТ 25129-82.
В соответствии с п. 1.4 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" Грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1:
|
|
|
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
3. Условная вязкость при (20,0_0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее |
45 |
По ГОСТ 8420 |
7. Время высыхания до степени 3, не более при (105_5) °С, мин |
35 |
По ГОСТ 19007 |
(20_2) °С, ч |
24 |
|
8. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее |
0,35 |
По ГОСТ 5233 |
6. Степень перетира, мкм, не более |
40 |
По ГОСТ 6589 |
|
|
|
Таким образом, Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товаров.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заказчиком, в пп. 3.1.3 к Части I Части II документации о закупке установлена инструкция по заполнению заявки, согласно которой:
"При указании отрицательных значений в текстовом формате математический знак "-" не применяется - в заявке следует указывать слово "минус" (согласно требованиям ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие требования к текстовым документам" (с Изменением N 1, с Поправками)".
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает возможность установления требований о порядке указания (оформления) конкретных значений показателя в документации о закупке.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, а так же необъективных требований к упаковке товара не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТеплоТехСервис" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении необъективного описания объекта закупки.
- об установлении нестандартных требований к конкретным показателям товаров;
- об установлении требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2018 г. N 44-598/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2018