Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Клиническая городская больница N 46 Святой Евгении" (Лечебно-диагностический, реабилитационный и научный центр для жителей блокадного Ленинграда) (далее - Заказчик):
ООО "Компания Балтфуд" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2503-ЭП/18 от 30.01.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на закупку бакалейных товаров (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200204917000081. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 478 270,05 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 17 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к содержанию конкурсной заявки: "Форма "Предложение об объекте закупки" оформляется в соответствии с приложением N 3 к разделу "Специальная часть" настоящей конкурсной документации.
В графе 1 участником закупки указывается порядковый номер записи в таблице. В графе 2 участник закупки указывает сведения о номере позиции товара, соответствующего номеру товара приложения N 2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. Графа 3 должна содержать наименование предлагаемого к поставке товара с указанием производителя товара, содержащего указание на фирменное наименование юридического лица (для юридических лиц), адрес местонахождения производителя и страны происхождения товара. Графа 4 должна содержать перечень нормативных документов, соответствие которым обеспечивает участник закупки и ссылка на которые содержатся в приложении N 2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. В графе 5 указывается цена за единицу товара.".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе конкурсная заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Следовательно, предложение участника закупки в отношении объекта закупки является предложение в отношении функциональных, технических, качественных характеристик, эксплуатационных характеристик, требования к которым установлены в документации о закупке.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не содержит требование о предоставлении в составе заявки сведений о наименовании производителя с указанием его фирменного наименования и адреса местонахождения.
На основании изложенного, в случаях непредусмотренных законодательством о контрактной системе (например, требование о предоставлении сведений о наименовании производителя на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") установление требования о предоставлении в составе заявки сведений о наименовании производителя с указанием его фирменного наименования и адреса местонахождения влечет нарушение в действиях Заказчика ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 указано, что данное постановление принято во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 13 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Документы, подтверждающие соответствие участника настоящего конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона, или копии этих документов: Требования не установлены".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке не установлены ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832.
Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 не содержит требование о предоставлении в составе заявки фирменного наименования и адреса местонахождения производителя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивых требований к содержанию и оформлению заявки.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пп. 7 п. 7 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к содержанию конкурсной заявки: "Заявка, представленная участником, должна содержать следующие документы: Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (по форме приложения N3 к специальной части).".
Согласно Приложению N 3 к Части II документации о закупке Заказчиком установлена следующая форма, необходимая для предоставления в составе заявки:
ФОРМА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА КОНКУРСА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак (при наличии) |
Показатели закупаемого товара, предлагаемого участником |
Сведения о товаре: Страна происхождения, производитель и др. |
Цена товара с НДС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Участник конкурса в форме "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки" указывает:
В случае согласия, на осуществление поставки в соответствии с условиями, указанными в техническом задании настоящего конкурса, указывает в графе 2 "согласие, в том числе означающее, что работы по поставке будут выполнены в соответствии со всеми условиями, указанными в конкурсной документации и расчете начальной (максимальной) цены контракта".
В случае предложения эквивалентного товара, указанного в расчете начальной (максимальной) цены контракта, участник закупки в графе 2 указывает наименование товара из расчета начальной (максимальной) цены контракта, в графе 3 указывает товарный знак данного товара (при наличии), в графе 4 указывает конкретные показатели закупаемых товаров, соответствующие значениям, установленным Заказчиком в расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Участник закупки указывает предлагаемую цену единицы товара, информацию о стране происхождения товара и производителе товара, а также иные сведения по собственному усмотрению (данная информация указывается в графе 5).
Форма представляется на бумажном носителе. Форма подписывается участником по собственному усмотрению. Не подписание участником формы не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Инструкция по заполнению формы "Предложение участника конкурса в отношении закупки" установлена Заказчиком в п. 17 Части II документации о закупке: "Форма "Предложение об объекте закупки" оформляется в соответствии с приложением N 3 к разделу "Специальная часть" настоящей конкурсной документации.
В графе 1 участником закупки указывается порядковый номер записи в таблице. В графе 2 участник закупки указывает сведения о номере позиции товара, соответствующего номеру товара приложения N 2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. Графа 3 должна содержать наименование предлагаемого к поставке товара с указанием производителя товара, содержащего указание на фирменное наименование юридического лица (для юридических лиц), адрес местонахождения производителя и страны происхождения товара. Графа 4 должна содержать перечень нормативных документов, соответствие которым обеспечивает участник закупки и ссылка на которые содержатся в приложении N 2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. В графе 5 указывается цена за единицу товара.".
Таким образом, инструкция по заполнению формы по Приложению N 3 к Части II документации о закупке противоречит требованиям установленной формы. Например: графа 5 формы поименована Заказчиком "Сведения о товаре: Страна происхождения, производитель и др.", при этом согласно требованиям инструкции участник в данной графе должен указать цену за единицу товара, которая в соответствии с формой должна быть указано в графе без нумерации. В графе 2 согласно инструкции участник должен указать сведения о номере позиции товара, при этом графа 2 названа Заказчиком "Наименование товара", а сведения о номере позиции согласно форме должны быть указаны в графе 1. Согласно инструкции графа 3 должна содержать наименование товара при этом согласно форме наименование товара должно быть указано в графе 2, а графа 3 согласно форме поименована "Товарный знак (при наличии). Согласно инструкции в графе 3 должны быть указаны сведения о производителе и стране происхождения товара, при этом согласно форме данные сведения должны быть представлены в графе 5. Согласно инструкции в графе 4 должен быть указан перечень нормативных документов, при этом графа 4 поименована Заказчиком "Показатели закупаемого товара, предлагаемого участником".
Согласно п. 17 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к содержанию конкурсной заявки: "При описании объекта закупки участник также должен дать свое предложение в части описания порядка осуществления поставки продуктов питания, установленного в разделах 2-3 части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. Участник производит описание своего предложения, в строгом соответствии с разделами 2-3 части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации оформляя его приложением к форме "Предложение об объекте закупки", являющейся приложением N 3 к части II "Специальная часть" настоящей конкурсной документации.".
Вместе с тем, Часть III документации о закупке не содержит в своем составе раздел 3.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе несоответствие конкурсной заявки требованиям документации о закупке влечет признание конкурсной заявки несоответствующей требованиям документации о закупке.
При наличии установленных противоречий инструкции по заполнению, конкурсная заявка участника закупки не может одновременно соответствовать форме "Предложение участника конкурса в отношении закупки" и инструкции по заполнению формы.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению конкурсной заявки, которая не позволяет заполнить заявку надлежащим образом.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пп. 11.2 п. 11 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами": "наличие у участника конкурса в штате сотрудников, имеющих образование по специальности и опыт работы в сфере поставки продуктов и/или организации питания более 3х лет" оценивается наличие у участника конкурса специалистов, а именно: водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, имеющих медицинские санитарные книжки, а так же бухгалтеров, технологов, менеджеров по работе с клиентами и т.д., которые будут привлечены к исполнению обязательств по контракту и имеющих образование по специальности и опыт работы более 3 лет. Максимальное значение показателя составляет 100 баллов
Порядок оценки заявок по критерию:
При оценке предложений участника закупки по показателю "Обеспеченность участника трудовыми ресурсами", баллы начисляются только по документально подтвержденной информации, а именно:
1. копия штатного расписания/выписки из штатного расписания;
2. копии трудовых книжек заявленных работников (по каждому человеку).
3. копии документов, подтверждающих наличие специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации.
Информация признается документально подтвержденной и подлежит оценке только при предоставлении вышеуказанных документов по пунктам 1 и 2 настоящего порядка оценки показателя, одновременно по каждой оцениваемой единице.".
Порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" не содержит закрытый перечень трудовых ресурсов, в отношении которых участником закупки должны быть представлены подтверждающие документы, что не позволяет определить порядок оценки конкурсных заявок.
Согласно порядку оценки Заказчиком указано на документальное подтверждение наличия трудовых ресурсов предоставлением копии документов о наличии специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации. При этом далее в порядке оценки указано, что для подтверждения наличия трудовых ресурсов, необходимо только предоставление копии штатного расписания или выписки из штатного расписания и копии трудовой книжки каждого сотрудника.
Таким образом, порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" не позволяет определить порядок оценки, а также порядок заполнения конкурсной заявки в связи с наличием противоречивых положений и в связи с отсутствием закрытого перечня трудовых ресурсов.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пп. 9 п. 7 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к содержанию конкурсной заявки: "Документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса в соответствии с п. 11 Специальной части конкурсной документации (непредставление не является основанием для отклонения): документы, подтверждающие наличие у участника трудовых ресурсов (в соответствии с пунктом 11 конкурсной документации);".
Форма "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" установлена Заказчиком в Части II документации о закупке:
ФОРМА "СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ В ШТАТЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕРСОНАЛА"
N п/п |
Ф.И.О., работника |
ИНН работника |
Должность (профессия) |
Вид трудового контракта (постоянно/ по совместительству/ контракт гражданско-правового характера) |
Серия и номер медицинской книжки, дата выдачи, кем выдана |
N записи в трудовой книжке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
Сведения, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться ксерокопиями трудовых книжек сотрудников (первая страница и страница с записью о приеме на работу), копиями санитарных книжек (первая страница и страница с аттестацией) при их наличии.
Непредставление участником формы "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" (незаполнение данной формы) не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе
Форма "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" не содержит графу (столбец) для предоставления сведений о документах, подтверждающих наличие специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации в отношении сотрудников, указанных в конкурсной заявке участника закупки. Примечание к форме также не содержит требование о предоставлении копий данных документов.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению формы "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", которая не позволяет заполнить конкурсную заявку так, чтобы она одновременно соответствовала противоречивым положениям порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" и форме.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Балтфуд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 февраля 2018 г. N 44-604/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018