Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
ООО "СЭНС-СЕРВИС" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 2492-ЭП/18 от 30.01.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и сопроводительному текущему ремонту зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования СПб ГБУЗ ГКОД по адресу пр. Ветеранов, 56 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100037117000449. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 110 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.01.2018 N 0372100037117000449-1-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Основание для отказа в допуске к участию в аукционе: в заявке участника конкретные показатели не соответствуют значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
П.17 Заявки (Краска тип 2 в соответствии с техническим заданием Товарный знак не зарегистрирован, Россия) Участник указал "Тип покрытия Непаропроницаемое или Паропроницаемое", а требования документации "Участник закупки выбирает конкретное значение для показателя, в отношении которого представлены варианты значений" (выдержка из инструкции). Таким образом, Участник представил информацию не соответствующую требованиям документации, чем нарушил требования п.2.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ.
П. 21 Заявки (Мешок-вкладыш тип 1 в соответствии с техническим заданием ГОСТ 10354-82 Товарный знак не зарегистрирован, Россия) Участник указал "Соответствие Товар должен соответствовать ГОСТ 10354-82", а требования документации "При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например: "не более", "не менее", "должен", "более", "менее", "<", ">" и т.п.)". Таким образом, Участник представил информацию не соответствующую требованиям документации, чем нарушил требования п.2.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ.".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 17 "Краска тип 2" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений: Тип покрытия: Непаропроницаемое или Паропроницаемое".
Заявителем в первой части заявки значение показателя типа покрытия представлено без изменений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3 части I) документации о закупке.
Комиссия УФАС установила, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит прямое указание на порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием союза "или".
При этом согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок заполнения: "Согласно данному пункту закона в описании товаров, в соответствии с Приложением N1 к Техническому заданию, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
При этом показатели данного вида могут иметь две формы:
1.1)Участник указывает конкретное значение, для которого установлены максимальные и (или) минимальные границы.
1.2)Участник указывает диапазон значений, для которого установлены максимальные и минимальные границы. Установление показатели, которые определяются диапазоном значений обусловлено тем, что необходимый товар обладает (имеет) интервальным количественным (числовым) значением соответствующего показателя.
2) показатели, значения которых не могут изменяться;
При этом показатели данного вида могут иметь две формы:
2.1) показатели, для которых указан единственный вариант значения, которое не может меняться.
2.2) показатели, для которых указаны варианты значений, которые не могут меняться. Установление показателей, для которых указаны варианты значений обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствуют потребностям заказчика и/или техническим регламентам.
по виду показателей 2 форме 1 Участник закупки указывает значение, установленное заказчиком;
по виду показателей 2 форме 2 Участник закупки выбирает конкретное значение для показателя, в отношении которого представлены варианты значений. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как показатели, значения которых не могут изменяться. При этом Заказчиком, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика).".
Согласно доводам Заказчика, участник закупки обязан указать в первой части заявки конкретное значение показателя, следовательно, одно значение показателя.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, согласно нормам Закона о контрактной системе показатель, выраженный несколькими значениями (в том числе, вариантами значений с использованием союза "или"), также является конкретным показателем.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкретные значения показателей являются значениями, соответствующими инструкции по заполнению первой части заявки, требованиям документации, потребности Заказчика и нормативно-технической документации (в случае установления Заказчиком требования о соответствии товаров нормативно-технической документации).
Таким образом, довод Заказчика о том, что конкретным показателем является показатель, выраженный одним числовым значением, при отсутствии такого указания в инструкции, не соответствует законодательству о контрактной системе.
Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки содержит несколько положений, согласно которым значения показателей, требования к которым установлены в виде вариантов значений являются показателями, значения которых не могут изменяться.
Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя на основании предоставления значения показателя, для которого установлены варианты значений в неизменном виде.
Согласно п. 21 "Мешок-вкладыш тип 1" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться: Соответствие: Товар должен соответствовать ГОСТ 10354-82.".
Заявитель в первой части заявки по п. 21 указал следующее: "Соответствие Товар должен соответствовать ГОСТ 10354-82.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например: "не более", "не менее", "должен", "более", "менее", "<", ">" и т.п.).".
Вместе с тем, требование к значению показателя соответствия товара по п. 21 государственному стандарту установлено в строке "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться"
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе, следующий вид показателей, требования к которым указаны в Приложении N 1 к Техническому заданию: "2) показатели, значения которых не могут изменяться;
При этом показатели данного вида могут иметь две формы:
2.1) показатели, для которых указан единственный вариант значения, которое не может меняться.".
Указание в первой части заявки значения показателя в неизменном виде с использованием слова "должен" соответствует в полной мере требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заявителем в первой части заявки при предоставлении сведений о конкретных показателях товаров указано слово "должен". Таким образом, основанием для отказа в допуске заявки явилась форма предоставления сведений о конкретных показателях товара. Иными словами, самой по себе форме подачи заявки аукционной комиссией Заказчика придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути). Наличие или отсутствие в первой части заявки слова "должен" не изменяет суть представленного показателя. Такая трактовка аукционной комиссии Заказчика противоречит не только положениям ст.ст. 66 и 67 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений аукционной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.01.2018 N 0372100037117000449-1-1.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЭНС-СЕРВИС" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2018 г. N 44-643/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018