Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБПОУ "Охтинский колледж" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Тандем" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2406-ЭП/18 от 30.01.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200171117000062. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 250 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.01.2018 N0372200171117000062-4 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 14) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. (Отказать в допуске к участию в электронном аукционе за несоответствие информации, предусмотренной п.п. б, п. 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в действующей редакции) и требованиям, установленным в аукционной документации (приложение N 5 к Техническому заданию), а именно: 1) в отношении товара N6 Коврик прикроватный заказчиком установлены требования: Размер ковра прикроватного (ДШ) должен быть 50
55 х 80
85 см. Участником закупки предоставлены сведения: Размер ковра прикроватного (Д
Ш) 50-55 х 80-85 см. В соответствии с (пунктом N 15) инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: при описании минимальных и максимальных значений показателя с использованием условных обозначений: "_" минимальным значением показателя, является значение, указанного до условного обозначения: "_" , указывающего на образуемый интервал, максимальным - является значение , указанное после условного обозначения : "_", указываемого на образуемый интервал. Граничные числовые значения, установленные заказчиком при описании объекта закупки, указанные до и после используемого условного обозначения: "_" входят (включаются) в установленные минимальные и максимальные числовые значения показателя, которые соответствуют требованиям заказчика. При указании сведений, участник закупки, должен указать одно конкретное числовое значение показателя, которое должно входить в установленный интервал с учетом требований установленных заказчиком. 3) В отношении товара N5 "Комплект постельного белья" Участником закупки предоставлены сведения: Размер наволочки (Длина
Ширина) 70
70 см, отклонение (по длине, по ширине) не шире границ значений минус 2,0_+2,0 мм. В соответствии с (пунктом N 27) инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: при указании значений нижней и верхней границы двух числовых показателей с использованием слов или словосочетаний, таких как: "диапазон", "границы значений", "в границах значений" перед условным обозначением которого заказчиком используется слово "не шире", а также в совокупности применения при описании объекта закупки условных обозначений (троеточие): "_" Пример условного обозначения: не шире границ значений 8_10. Участник закупки должен предоставить конкретные значения границ диапазона, которые соответствуют границам установленным заказчиком либо имеют более "узкий диапазон", то есть минимальное значение из диапазона должно быть равно или быть больше значения установленного заказчиком, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть меньше значения установленного заказчиком. Минимальное значение (Нижняя граница) и максимальное значение (Верхняя граница), границ диапазона могут быть одновременно, равны, значению, установленному заказчиком в отношении числовых значений границ диапазона. При указании сведений участник должен предоставить сведения в отношении установленных требований к показателю, без слова "не шире". Основание для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме: пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.).".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Части III документации о закупке.
Согласно п. 5 "Комплект постельного белья" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к товару: "Отклонения размеров (по длине, по ширине, по вырезу пододеяльника) не шире границ значений минус 2 _ + 2 мм.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 1 к Информационной карте документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок заполнения: "При указании значений нижней и верхней границы двух числовых показателей с использованием слов или словосочетаний, таких как: "диапазон", "границы значений", "в границах значений" перед условным обозначением которого заказчиком используется слово "не шире", а также в совокупности применения при описании объекта закупки условных обозначений (троеточие): "_" Пример условного обозначения: не шире границ значений 8_10. Участник закупки должен предоставить конкретные значения границ диапазона, которые соответствуют границам установленным заказчиком либо имеют более "узкий диапазон", то есть минимальное значение из диапазона должно быть равно или быть больше значения установленного заказчиком, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть меньше значения установленного заказчиком. Минимальное значение (Нижняя граница) и максимальное значение (Верхняя граница), границ диапазона могут быть одновременно, равны, значению, установленному заказчиком в отношении числовых значений границ диапазона. При указании сведений участник должен предоставить сведения в отношении установленных требований к показателю, без слова " не шире".".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по п. 5 Приложения N 2 к Части III документации о закупке указано следующее: "Размер наволочки (ДлинаШирина) должен быть 48
78
48
78 см, отклонение (по длине, по ширине) не шире границ значений минус 2,0_+2,0 мм.".
Таким образом, Заявителем в первой части заявки указаны значения показателей отклонения размеров по длине и ширине с использование слов "не шире", что противоречит требования инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Следовательно, при заключении государственного контракта в проект контракта включаются конкретные показатели товаров, указанные в первой части заявки участника закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что предоставление в первой части заявки на участие в аукционе значения показателя не в соответствии с требованиями документации о закупке (в том числе инструкции по заполнению заявки), не позволяет осуществить приемку поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе такую заявку.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Например, согласно п. 5 "Комплект постельного белья" Приложения N 2 к Части III документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к товару: "На изделии должен быть прикреплен товарный ярлык. На товарном ярлыке должны быть указаны следующие реквизиты: наименование страны-изготовителя, фирменное наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, обозначение стандарта или технического документа, обязательным требованиям которого соответствует изделие, наименование изделия, артикул и (или) модель изделия, размеры, информация (в соответствии с требованиями национальных систем сертификации), сырьевой состав, товарный знак изготовителя, специфическая информация об изделии для потребителя."
Таким образом, согласно требованиям к товару по п. 5 "Комплект постельного белья" предлагаемый к поставке товар должен в обязательном порядке иметь товарный знак и фирменное наименование, так как такая информация должна содержаться на товарном ярлыке.
В соответствии с п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанных норм, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком, что также подтверждает отсутствие законодательно установленной обязанности регистрации товарного знака.
Комиссия УФАС установила, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию товарного знака (средства индивидуализации).
В соответствии с п. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Таким образом, в случае предложения участником закупки к поставке товара, произведенного не юридическим лицом, товарный ярлык такого товара может не содержать информацию о фирменном наименовании юридического лица.
На основании изложенного, установление требования о безусловном наличии у товара (производителя) фирменного наименования и товарного знака противоречит ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, что повлекло в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2018 г. N 44-644/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018