Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МКУ МО Сенной округ "Гуманитарно-правовой центр "Справедливость"
(далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Петербургская Соната" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 2481-ЭП/18 от 30.01.2018) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на проведение экскурсий для жителей Сенного округа (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.12.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372300001317000003. Начальная (максимальная) цена контракта 1 700 000,00 руб.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе, выразившимися в ненадлежащем порядке оценки заявки Заявителя.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. Заявитель в жалобе указал на проведение процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Согласно доводам Заявителя конкурсная комиссия Заказчика не объявила при вскрытии конвертов условия исполнения контракта по каждой из заявок.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия Заказчика обязана объявить при проведении процедуры вскрытия конвертов сведения о наличии или отсутствии составе заявки документов, требования к которым установлены в документации о закупке, при этом содержание данных документов рассматривается конкурсной комиссией заказчика при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок в соответствии со ст. 53 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Законом о контрактной системе не определен объем сведений, подлежащих оглашению в рамках положения ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе "условия исполнения контракта".
В ходе заседания Комиссии УФАС так же установлено, что Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.01.2018 NПВК1 содержит предусмотренный ч. 6 и ч. 7 ст. 52 Закона о контрактной системе объем информации.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в документации о закупке (п. 11.2.1 Части 2) установлен критерий:
"Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки").
Критерий "Квалификация участников закупки" представлен в документации следующим образом:
"Опыт участника по успешному оказанию услуг;
Деловая репутация;
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, оказания услуг;
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг: организация и проведение экскурсий".
Показатель критерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг" выражен следующим образом:
"Содержание: сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг - исполненных контрактов (договоров без штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества услуг и иных условий контрактов (договоров) по вине участника закупки.
Опыт участника по успешному оказанию услуг подтверждается следующими документами: - копия ранее исполненного контракта (договора) на оказание услуг сопоставимого характера и объема; - копия акта(ов) приемки услуг, подтверждающего(их) приемку услуг по исполнению контракта или копия итогового акта приемки услуг".
Показатель критерия "Деловая репутация" выражен следующим образом:
"Содержание: сведения о деловой репутации: благодарственные письма, грамоты и т.д. от контрагентов.
Деловая репутация подтверждается следующими документами: копиями благодарственных писем, грамот и т.д. от контрагентов".
Показатель критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, оказания услуг" выражен следующим образом:
"В рамках данного показателя оценивается предоставленные сведения о наличии материально-технических ресурсов для оказания услуг в соответствии с техническим заданием (требования к автотранспортному обслуживанию)".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 26.01.2018, ответу на запрос дачи разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией Заказчика не учтено 16 из 70 контрактов в подтверждение опыта:
по показателю критерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг", по причине несопоставимости характера данных (16) контрактов, ввиду отсутствия в предметах данных контрактов непосредственно экскурсионного обслуживания и их исключительной направленности на транспортное обслуживание;
по показателю критерия "Деловая репутация", по причине отсутствия слов благодарности в ряде писем, отсутствия информации об исполненных контрактов в ряде писем, партнерского характера ряда писем;
по показателю критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, оказания услуг", по причине отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих право собственности участника на транспортные средства или документы, подтверждающие, что собственники указанных транспортных средств в какой-либо форме предоставили принадлежащие им автобусы для использования по предмету закупки.
Таким образом, с учетом положений ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе, в действиях конкурсной комиссии Заказчика не установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, выраженное в применении порядка оценки не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и положениями иных нормативно-правовых актов.
Довод жалобы Заявителя в части ненадлежащего порядка оценки по критерию "Цена контракта" снят с рассмотрения по устному ходатайству Заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчиком в документации о закупке (п. 11.2.1 Части 2) установлен критерий:
"Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки").
Критерий "Квалификация участников закупки" представлен в документации следующим образом:
"Опыт участника по успешному оказанию услуг;
Деловая репутация;
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, оказания услуг;
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг: организация и проведение экскурсий".
Показатель критерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг" выражен следующим образом:
"Содержание: сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг - исполненных контрактов (договоров без штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества услуг и иных условий контрактов (договоров) по вине участника закупки.
Опыт участника по успешному оказанию услуг подтверждается следующими документами: - копия ранее исполненного контракта (договора) на оказание услуг сопоставимого характера и объема; - копия акта(ов) приемки услуг, подтверждающего(их) приемку услуг по исполнению контракта или копия итогового акта приемки услуг".
Показатель критерия "Деловая репутация" выражен следующим образом:
"Содержание: сведения о деловой репутации: благодарственные письма, грамоты и т.д. от контрагентов.
Деловая репутация подтверждается следующими документами: копиями благодарственных писем, грамот и т.д. от контрагентов".
Показатель критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, оказания услуг" выражен следующим образом:
"В рамках данного показателя оценивается предоставленные сведения о наличии материально-технических ресурсов для оказания услуг в соответствии с техническим заданием (требования к автотранспортному обслуживанию)".
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что показатели критерия оценки не позволяют надлежащим образом оценить предложение участника закупки, в частности:
Инструкция по заполнению заявки или описание показателя критерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг" не содержат информацию об объеме (сопоставимости) контрактов, представляемых участниками в подтверждении соответствия опыта по показателю критерия. Порядок определения сопоставимости характера контрактов, представляемых участниками в подтверждении соответствия опыта по показателю критерия, так же не определен.
Инструкция по заполнению заявки или описание показателя критерия "Деловая репутация" не содержат информацию о реквизитах документов благодарственного характера, учитываемые Заказчиком и его конкурсной комиссией, как обязательные.
Инструкция по заполнению заявки или описание показателя критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, оказания услуг" не содержат требования к перечню документов и/или информации, представляемых участниками в составе заявки в подтверждении соответствия опыта по показателю критерия.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении противоречивого критерия оценки заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 32, 50, 99, 105, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Петербургская Соната" необоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе Заказчику и его конкурсной комиссии.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2018 г. N 44-655/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018