Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "СтройАВАгрупп" (далее - Заявитель), представитель не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 2357/18 от 29.01.2018) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию КСОБ для нужд учреждений Красносельского района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.01.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005517000186. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 565 596,43 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным согласно доводам жалобы.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указал на избыточное, по его мнению, описание объекта закупки при установлении требований к элементам товара ("Адаптер", "Выключатель автоматический Тип 1", "Выключатель нагрузки", "Батарея аккумуляторная Тип 1", "Батарея аккумуляторная Тип 2", "Трубы гибкие гофрированные Тип 1", "Кабель-каналы Тип 4", "Блок резервного питания Тип 1", "Световой оповещатель Тип 3", "Батарея аккумуляторная Тип 3"), используемых при выполнении работ.
Доводы жалобы Заявителя об установлении избыточных требований к товару не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду отсутствия доказательств противоречия данного порядка положениям государственной стандартизации.
Вместе с тем, отсутствуют доказательства того, что вышеуказанные требования не могут оказывать влияние на качество выполняемых работ, соответственно Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений в потребностях Заказчика в данной части.
Так же Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений к подробности описания потребностей Заказчика при условии соответствия требований положениям ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы о составлении Заказчиком требований к товару таким образом, что ограничивает круг потенциальных участников закупки, являются несостоятельными.
2. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Заказчиком, в п. 1.2 Приложения N 1 Проекта государственного контракта установлено: "Сроки оказания услуг: начало оказания услуг: с момента заключения контракта, но не ранее 01.01.2018;
окончание оказания услуг: 31.12.2018".
Вместе с тем, Заказчиком в п. 2.4. Проекта контракта установлено: "Приемка и оплата Услуг, оказанных в декабре, производится Сторонами путем предъявления и подписания документов, являющихся основанием для оплаты, в срок до 20.12.2018".
Следовательно, проект контракта подразумевает оплату выполнения работ (оказания услуг) до факта подписания документа о приемке, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком, 24.01.2018 в Единой информационной системе размещен ответ на запрос следующего содержания:
"Текст запроса из прикрепленного файла:
"ОТВЕТ:
Участнику следует указать диапазон значений не включая крайние значения".
Аналогичное противоречие положениям документации о закупке установлено так же в ответе на запрос разъяснений положений документации о закупке от 25.01.2018 в части порядка представления конкретных значений показателя, не сопровождаемых знаком ":",согласно доводу 3 жалобы.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, выраженное в даче разъяснений положений документации, изменяющих ее суть.
4. Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заказчиком, в Приложении N 10 к Техническому заданию установлена инструкция по заполнению заявки, согласно которой:
"В заявке участника закупки при указании диапазона (ов) значений использование символов "( )", "( ]", "[ )", "[ ]" запрещено";
"Символ ":" ("двоеточие") может использоваться участником в заявке исключительно для разграничения (отделения) наименований показателей (характеристик) товаров от предлагаемых участником значений показателей (характеристик)";
"Заявка не должна содержать слов, словосочетаний, предлогов, символов таких как "_ "кавычки" _";
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление запрета на использование грамматических знаков или определение порядка их использования не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в части не установления точного порядка согласования времени оказания услуг не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Доводы жалобы Заявителя в части размещения в Единой информационной системе двух файлов Пиложения_N1_и_N2_к_ТЗ_ГБОУ.rar. не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду неравнозначности и непротиворечивости данных файлов, в том числе, в наименовании: "Пиложения_N1_и_N2_к_ТЗ_ГБДОУ.rar", "Пиложения_N1_и_N2_к_ТЗ_ГБОУ.rar".
Доводы жалобы Заявителя в части противоречивого порядка представления сведений о показателе степени защиты (код IP) не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС с учетом п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 4 ч. 8 и ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии УФАС так же установлено, что к участию в закупке допущены все участники, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 79%, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют..
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройАВАгрупп" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 64, ч. 5 ст. 65, ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Заказчику и оператору электронной площадки не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 февраля 2018 г. N 44-611/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018