Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Воскресенье" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 2341/18 от 29.01.2018) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для нужд ГБОУ Красносельского района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.12.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005517000183. Начальная (максимальная) цена контракта 12 026 313,33 руб.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе, выразившимися в ненадлежащем порядке оценки заявки Заявителя.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в документации о закупке (п. 11.2.2 Части 2) установлен критерий:
"Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки").
Критерий "Квалификация участников закупки" представлен в документации следующим образом:
"Деловая репутация участника конкурса: 0,40.
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг 0,30.
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами 0,30".
Показатель критерия "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" выражен следующим образом:
"Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник представляет сведения по форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации. В случае отсутствия сведений о сотруднике в форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации или отсутствия в ней каких-либо сведений о сотруднике, предусмотренных данной формой, такой сотрудник не будет учтен при оценке баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Сведения, указанные в форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации, должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника; действующей медицинской (санитарной) книжки; трудовой книжки, подтверждающей факт наличия постоянных трудовых отношений между сотрудником и участником закупки (работодателем) и отражающий опыт работ в соответствующей должности; приказ о приеме на работу, подтверждающий факт принятия сотрудника на работу".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 26.01.2018, заявка Заявителя оценена в 3,46 балла по показателю критерия "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" по следующим основаниям:
"По показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" было начислено 3,46 балла в связи с тем что, в графе 8 формы "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", предоставленной участником закупки ООО "Воскресенье" в составе конкурсной заявки, предоставлены сведения о номере записи в трудовой книжке (в соответствии с требованиями п. 11.2.2.3. раздела 11 части II (специальная часть) конкурсной документации) только по 3-ем сотрудникам (Румянцевой Е.Г., Черкасовой И.А., Кононове С.А.). Также, сведения только о 3-ех сотрудниках (Румянцевой Е.Г., Черкасовой И.А., Кононове С.А.) подтверждены, в том числе, входящими в состав заявки копиями трудовых книжек в соответствии с требованиями пункта 11.2.2.3. части II (специальная часть) конкурсной документации".
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС в ходе анализа заявки Заявителя и пояснениям сторон, сведения только о 3х сотрудниках подкреплены копиями трудовыми книжками, как это предусмотрено критерием оценки, в связи с чем, с учетом коэффициента значимости, заявке Заявителя в данной части присвоен низкий балл.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии Заказчика не установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, выраженное в применении порядка оценки не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и положениями иных нормативно-правовых актов.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчиком, в п. 11.2.2.3. Части 2 документации о закупке показатель критерия "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" выражен следующим образом:
"Инструкция по заполнению формы в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации: в графе номер 1 указывается порядковый номер (пункт) сотрудника; в графе номер 2 указывается фамилия, имя и отчество сотрудника; в графе номер 3 указывается должность сотрудника; в графе номер 4 указывается опыт работы сотрудника в соответствующей должности; в графе номер 5 указывается вид трудовых отношений между сотрудником и участником закупки (постоянно/ по совместительству/ договор гражданско-правового характера); в графе номер 6 указываются серия, номер и дата выдачи диплома об образовании, наименование учебного заведения квалификации и специальности по диплому (при наличии); в графе номер 7 указывается серия и номер медицинской (санитарной) книжки, её дата выдачи и кем она выдана; в графе номер 8 указывается номер записи в трудовой книжке.
Сведения, указанные в форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации, должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника; действующей медицинской (санитарной) книжки; трудовой книжки, подтверждающей факт наличия постоянных трудовых отношений между сотрудником и участником закупки (работодателем) и отражающий опыт работ в соответствующей должности; приказ о приеме на работу, подтверждающий факт принятия сотрудника на работу".
Вместе с тем, согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Так же, порядок ведения записей в трудовой книжке при трудовых отношениях между сотрудником и участником закупки в рамках договора гражданско-правового характера прямо не урегулирован положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что показатель критерия оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" носит противоречивый характер, поскольку вне зависимости от формы трудовых отношений между сотрудником и участником закупки, данные отношения должны быть определены трудовой книжкой работника.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе ,выраженное в установлении противоречивого критерия оценки заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 32, 50, 99, 105, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Воскресенье" необоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе Заказчику и его конкурсной комиссии.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 февраля 2018 г. N 44-610/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018