Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для ЦСО (упаковка) (изв. N 0356200032117000359),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200032117000359 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов для ЦСО (упаковка).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заявитель полагает, что Заказчик ограничил конкуренцию, объединив в один лот товары, выпускаемые единственным производителем.
1. В отношении первого довода жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с требованиями п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о закупках, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В п. 1 раздела 7 аукционной документации Заказчиком установлены даты начала и окончания срока подачи запроса о предоставлении разъяснений аукционной документации: "С "27" декабря 2017 г. по "21" января 2018 г.".
В п. 2 раздела 7 аукционной документации установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации: "Дата начала: "27" декабря 2017 г. Дата окончания: "23" января 2018 г."
В регламентированный Законом о закупках и установленный аукционной документацией срок в адрес Заказчика поступил запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации.
22.01.2018 г., с соблюдением установленных сроков Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликован ответ на указанный запрос, согласно которому Заказчиком будут внесены изменения в положения аукционной документации.
Вместе с тем, на дату рассмотрения жалобы изменения в положения аукционной документации Заказчиком не внесены, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, нарушены требования ч. 5 ст. 65 Закона о закупках.
Представитель Заказчика установленное нарушение не оспаривает. Кроме того, Комиссия отмечает, что рассматриваемый довод был предметом рассмотрения жалобы ООО "ТД Винар-М" (вх. N 000898 от 25.01.2018 г.).
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В отношении второго, третьего и пятого доводов жалобы относительно того, что:
- Заказчик предъявляет требования к размерам товара, не указывая предельное отклонение к размерам, ограничивая тем самым количество потенциальных участников;
- в позициях N 29-30 Технического задания Заказчику требуются комплектующие (расходные части) к уже существующему оборудованию у Заказчика, которые выпускаются тем же производителем, что и оборудование, и отсутствуют в свободной продаже;
- в позициях N 5, 7, 8, 10-15, 17, 19-20, 22, 25-27, 31, 34-37, 39-44 Технического задания Заказчик установил требование "В зоне бокового шва рулона нанесены следующие обозначения торговая марка, размер упаковки, химические индикаторы первого класса, указание конечного цвета индикаторов, дата окончания срока годности и/или дата производства", которое соответствует товару единственного производителя DGM, отсутствующему в свободной продаже;
Заказчик не возражал, нарушения признал, что также было предметом рассмотрения жалобы ООО "ТД Винар-М" (вх. N 000898 от 25.01.2018 г.).
Следовательно, в действиях Заказчика имеются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП.
3. В отношении четвертого довода жалобы Заказчик возражал, пояснил, что установленным в пунктах 8, 9 позиций 4, 6 (соответственно) Технического задания требованиям к сроку сохранения стерильности медицинских изделий после стерилизации, сроку сохранения стерильности медицинских изделий после стерилизации в одинарной упаковке соответствуют товары нескольких производителей. Так, требованиям п. 8 поз. 4 Технического задания соответствуют товары следующих производителей: ООО "КЛИНИПАК", ООО "НПФ "Винар", "ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ". Требованиям п. 9 поз. 6 Технического задания соответствуют товары производителей ООО "НПФ "Винар", "ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ" (в материалы дела представлены инструкции по применению).
Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчик в указанных пунктах установил завышенные требования к значениям спорных показателей. Однако, Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке медицинских расходных материалов для ЦСО.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Таким образом, нарушений в действиях Заказчика в данной части, с учетом того, что требованиям пунктов 8, 9 позиций 4, 6 (соответственно) Технического задания соответствуют товары как минимум двух производителей, Комиссия не усматривает.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РосФарМ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для ЦСО (упаковка) (изв. N 0356200032117000359) обоснованной в части первого, второго, третьего и пятого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 5 ст. 65, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2018