Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эспрингаль" (далее также - общество, податель жалобы, победитель электронного аукциона, участник закупки) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в городе Красноярске в 2018 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019817002085, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.01.2018 поступила жалоба ООО "Эспрингаль" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие заказчиком неправомерного решения об отказе от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона с ООО "Эспрингаль" и о признании ООО "Эспрингаль" уклонившимся от заключения контракта.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- директор подателя жалобы Версяцкас Д.В. (приказ от 01.12.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Сорокин И.В. (доверенность N 5 от 22.11.2017, удостоверение личности).
Из существа жалобы следует, что заказчиком проведен электронный аукцион, победителем которого признано ООО "Эспрингаль". Заказчиком проект контракта размещен в ЕИС для подписания со стороны ООО "Эспрингаль" лишь 09.01.2018. При изучении данного проекта контракта подателем жалобы установлено, что в нем отсутствует почтовый адрес исполнителя, а также в Приложении N 1 к Контракту расчет стоимости услуг указан без учета понижения начальной (максимальной) цены контракта со стороны ООО "Эспрингаль" (с 2 018 450 рублей до 1 902 896 рублей). В связи с выявлением данных несоответствий участник закупки в адрес заказчика 15.01.2018 направил протокол разногласий в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе, в котором предложил их устранить и подписать контракт, заказчик в свою очередь составил и разместил в ЕИС протокол о признании подателя жалобы уклонившимся от заключения контракта.
При этом податель жалобы указал на то, что из совокупности положений частей 4 и 13 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что срок для размещения победителем электронного аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет тринадцать дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, т.е. формально протокол должен был быть направлен до 11.01.2018. Податель жалобы отметил, что заказчик разместил проект контракта в ЕИС и направил его исполнителю лишь 09.01.2018, в связи с чем ООО "Эспрингаль" было лишено возможности своевременно изучить правильность содержания контракта и реализовать свое право по составлению протокола разногласий в срок до 11.01.2018. Также податель жалобы обратил внимание на то, что 15.01.2018 он согласовал проект банковской гарантии с заказчиком, 16.01.2018 направил дополнительно письмо заказчику, что, по его мнению, подтверждает его намерение заключить контракт.
Податель жалобы считает, что признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта не может быть осуществлено по формальным основаниям, поскольку должны быть учтены все обстоятельства дела, свидетельствующие об уклонении или отказе от заключения контракта. Кроме того, по мнению подателя жалобы, действия заказчика по признанию его уклонившимся от заключения муниципального контракта существенно нарушают его права и законные интересы, поскольку препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности, игнорируют результаты проведенного аукциона и его выраженное намерение заключить и исполнить контракт.
01.02.2018 в адрес Красноярского УФАС России поступило дополнение к жалобе, в котором податель жалобы подтвердил факт направления им заказчику протокола разногласий за пределами установленного Законом о контрактной системе срока, но вместе с тем вновь указал на необходимость принятия во внимание имеющих место при заключении контракта обстоятельств, а именно, во-первых, размещение заказчиком проекта контракта 09.01.2018, и как следствие сокращение для подателя жалобы срока для изучения содержания контракта и составления протокола разногласий, во-вторых, наличие намерений подателя жалобы исполнять контракт, что подтверждается действиями общества по согласованию с заказчиком проекта банковской гарантии и информационным письмом от 16.01.2018.
От заказчика поступили письменные пояснения, согласно которым в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона победителем электронного аукциона признано ООО "Эспрингаль". Протокол подведения итогов аукциона размещен заказчиком на электронной площадке 29.12.2017. Протокол разногласий размещен ООО "Эспрингаль" в ЕИС 15.01.2018. Таким образом, период времени от даты размещения протокола подведения итогов аукциона (29.12.2017) до даты размещения протокола разногласий (15.01.2018) составил 17 дней вместо предусмотренных Законом о контрактной системе тринадцати. В связи с изложенным Протоколом от 16.01.2018 ООО "Эспрингаль" признано лицом, уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев существо жалобы, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в городе Красноярске в 2018 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Частями 3 - 7 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрены следующие действия со стороны заказчика и победителя электронного аукциона при заключении контракта.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (часть 6 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (часть 7 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Проанализировав информацию, представленную подателем жалобы, заказчиком, а также оператором электронной площадки в отношении процедуры заключения контракта по результатам электронного аукциона, Комиссия установила совершение заказчиком и ООО "Эспрингаль" следующих действий.
29.12.2017 в единой информационной системе размещен протокол подведения итогов от 29.12.2017.
09.01.2017 заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе размещен в единой информационной системе без его подписи проект контракта, направлен победителю электронного аукциона на подпись.
11.01.2017 истекал 13-тидневный срок для размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий.
15.01.2017 ООО "Эспрингаль" при наличии разногласий по проекту контракта разместило в единой информационной системе протокол разногласий.
Также 15.01.2017 истекал предусмотренный частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе с учетом требований статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) срок для размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе подписанного проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
16.01.2017 заказчиком сформирован протокол отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона ООО "Эспрингаль" на основании части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку он направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов. Указанный протокол 17.01.2017 размещен в единой информационной системе.
Исследовав хронологию проведения процедуры заключения контракта по результатам электронного аукциона, Комиссия выявила, что ООО "Эспрингаль" в срок с 09.01.2018 по 15.01.2017 (включительно) не разместило в единой информационной системе подписанный лицом, имеющим право действовать от имени указанного общества, проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, вместе с тем ООО "Эспрингаль" в нарушение требований статьи 70 Закона о контрактной системе разместило в единой информационной системе протокол разногласий за пределами 13-тидневного срока с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, приняв во внимание даты фактического совершения действий заказчиком и ООО "Эспрингаль" при проведении процедуры заключения контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком правомерно победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что действия ООО "Эспрингаль" по согласованию с заказчиком проекта банковской гарантии и по направлению в адрес заказчика письма от 16.01.2018, содержащего информацию о намерениях ООО "Эспрингаль" заключить и исполнить контракт, нарушение со стороны ООО "Эспрингаль" требований Закона о контрактной системе не отменяют, заказчик же со своей стороны действовал в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, которые не предусматривают исключительные случаи, в которых заказчик мог бы от них отступить.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Эспрингаль" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 февраля 2018 г. N 100
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018