Дата оглашения решения: 02 февраля 2018 года город Иваново
Дата изготовления решения: 06 февраля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Вечеровой А.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в отсутствие представителей ООО "Перспектива" (далее - Заявитель, Общество), Администрации Ивановского муниципального района (далее - Заказчик), Управления муниципальных закупок Администрации Ивановского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
26.01.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево (извещение N0133300020018000004).
Согласно первому доводу жалобы в п. 5.3.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), содержится условие о том, что подрядчик только после получения письменного согласования Заказчика вправе привлекать указанного в письме субподрядчика для выполнения отдельных видов работ. Заявитель указывает, что данное требование противоречит ч. 23 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и является вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчик в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения исполнения контракта. По мнению Общества, устанавливая такие противоречивые требования, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что Администрация Ивановского муниципального района не согласна с доводами жалобы, нарушений в документации о закупке допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) 12.01.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133300020018000004 о проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 568 993 руб. 54 коп;
3) дата начала подачи заявок - 12.01.2018;
4) дата и время окончания подачи заявок - 29.01.2018 08:00;
5) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.01.2018 на участие в электронном аукционе было подано 9 заявок;
6) заявка с порядковым номером 5 была отозвана до момента окончания подачи заявок, заявки с порядковыми номерами 1, 2 признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, заявкам с порядковыми номерами 3, 4, 6, 7, 8, 9 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление).
В пп. "а", "б" п. 2 Постановления установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пп. "а" п. 2 Постановления, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу Постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В целях исполнения требований Постановления, в п. 5.1.16 проекта контракта Заказчиком установлено, что в случаях, предусмотренных действующим законодательством, не позднее 3-х рабочих дней с момента заключения контракта подрядчик предоставляет Заказчику конкретные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (при наличии, в соответствии с объектом закупки), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, из числа видов работ, предусмотренных техническим заданием в соответствии с Постановлением, определенные по предложению подрядчика (исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу Постановления и до 1 июля 2018 г.). Возможные виды и объемы работ по строительству объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, формируются из перечня работ, указанных в техническом задании, сопоставимых соответственно с видами работ, утвержденными Постановлением. Указанные виды и объемы работ подлежат включению в контракт путем подписания сторонами дополнительного соглашения.
Согласно п. 5.3.2 проекта контракта подрядчик имеет право по согласованию с Заказчиком привлекать к выполнению работ субподрядчиков. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Генеральный подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Из содержания вышеуказанных пунктов проекта контракта следует, что подрядчик при выполнении работ вправе самостоятельно привлекать субподрядчиков с учетом положений Постановления. При этом согласование действий по привлечению субподрядчиков к выполнению работ с Заказчиком является механизмом контроля Администрации Ивановского муниципального района за исполнением требований Постановления.
Кроме того, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что в проекте контракта отсутствует требование о письменном согласовании Заказчика действий подрядчика по привлечению к выполнению работ субподрядчиков, указанных в письме.
Между тем, ссылка Общества на ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе является несостоятельной ввиду следующего.
Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлено, что размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд составляет 100 млн. рублей.
Как было указано ранее, начальная (максимальная) цена контракта на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево - 6 568 993 руб. 54 коп.
В связи с чем, в рассматриваемом случае положения ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе не применяются.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что п. 5.3.2 проекта контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе. Следовательно, первый довод жалобы является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. 44 и ст. 96 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 8.4.5 проекта контракта банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Данное требование установлено в п. 8.2 проекта контракта: _в случае если подрядчик применяет внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются Заказчиком подрядчику в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) (без претензий со стороны Заказчика).
Таким образом, проект контракта содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает установление Заказчиком в документации об электронном аукционе сроков действия обеспечения исполнения контракта, противоречащих Закону о контрактной системе, второй довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево (извещение N0133300020018000004) необоснованной.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
_______________________________ А.Р. Вечерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 2 февраля 2018 г. N 07-15/2018-017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018