Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКИЙ: Тихонова А.Б., Багно Е.А., Чистякова И.О., Пахомова И.А.,
в отсутствие представителей ООО "ХДК Групп", уведомлены письмом Московского УФАС России от 16.01.2018 NМГ/1709/18,
рассмотрев жалобу ООО "ХДК Групп" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту подъездов многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Московский, 1 мкр., д.д. 15 (1 подъезд), 16 (1 подъезд), 17 (1 подъезд), 19 (1 подъезд), 20 (1 подъезд), 22 корп.1 (1 подъезд), 22 корп.2 (1 подъезд), 25 (1 подъезд), 41 (1 подъезд), 34 (1 подъезд), 37 (1 подъезд), 38 (1 подъезд), 44 (3 подъезда), 45 (4 подъезда) (Закупка N 0148300014517000115) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.01.2018 NМГ/1709/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: п."Белила цинковые"; п. "Смеси сухие цементно-песчаные"; п. "Клей мастика".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями, определяемыми после проведения испытаний товара. Так, например, по п."Белила цинковые" установлены следующие требования: "Степень перетира не более 70", при этом согласно ГОСТ 16523 данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний. п. "Смеси сухие цементно-песчаные" установлены требования: "Влажность сухих смесей не более 0,3 % по массе", при этом согласно ГОСТ 31356 данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний. п. "Клей мастика" установлены требования: "Клеящая способность через 24 ч после склеивания образцов не менее 1,2 кгс/см2"; "Клеящая способность через 72 ч после склеивания образцов не менее 0,24 Мпа", при этом согласно ГОСТ 14632-79 данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 в нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалоб Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, так например:
- по п. "Сталь квадратная" установлены следующие требования: "Номинальная сторона квадрата менее 13 мм";
- по п. "Винты с полукруглой головкой" Заказчиком установлены следующие требования: "Номинальный диаметр резьбы 6 или 8 мм"; "Высота головки не более 5,6 мм"; "Диаметр головки не менее 10 мм";
- по п. "Болты строительные": "Номинальный диаметр резьбы > 8 12 мм"; "Высота головки
7,5 мм"; "Размер "под ключ"
16 мм".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к товарам являются неправомерными, так как требования к товарам установлены таким образом, что допускают указание значений, которые будут соответствовать аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ. Так например, по п."Сталь квадратная" в аукционной документации не установлено минимальное значение показателя "Номинальная сторона квадрата", при этом согласно Таблице 1 ГОСТ 2591-2006 минимальная номинальная сторона квадрата равна 6,0 мм.
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в связи с чем в аукционной документации установлены вышеуказанные требования к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано и допущено 2 заявки, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупок.
3. По мнению Заявителя в аукционной документации установлено неправомерное требование к Подрядчику, что вводит участника закупки в заблуждение, а также нарушает ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
В пункте 4 Технического задания установлено: "Подрядчик должен обеспечить привлечение (наличие) на объект достаточного количества требуемых специальностей, квалифицированного, обученного, аттестованного, инженерно-технического и рабочего персонала";
В пункте 9 Технического задания установлено: "При выполнении работ следует руководствоваться требованиям СНиП по технике безопасности строительстве, и нормативно-технической документации. Выполнение работ должно производиться квалифицированными и аттестованными специалистами, прошедшими необходимую подготовку, инструктаж, имеющими разрешение на проведение указанных работ. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Газосварочные работы должны производиться квалифицированными специалистами имеющие соответствующую форму допуска и соблюдением всех норм и правил охраны труда и пожарной безопасности".
В силу ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные требования установлены исключительно к исполнителю государственного контракта, а не к участнику закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, представитель Заявителя не пояснил, каким образом вышеуказанные требования нарушают его права как участника закупки, а также не позволяют подать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ХДК Групп" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления избыточных и неправомерных требований к товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.В. Кочетков
Е.А. Миронова
Исп. Кочетков (495) 784-75-05 (143)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 января 2018 г. N 2-57-539/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2018