Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ ФИЛИМОНКОВСКОЕ: Сафронова П.В.,
в отсутствие представителей ООО "Изидолг", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России N 1162/18 от 12.01.2018,
рассмотрев жалобы ООО "Изидолг" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ ФИЛИМОНКОВСКОЕ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства (Закупки NN 0148300014717000026, 0148300014717000025) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N 1162/18 от 12.01.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель указывает на то, что в аукционных документациях не указан конкретный срок окончания действия контракта, что, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, а также отсутствия срока приемки работ, не представляет возможным определить конкретный срок действия банковской гарантии.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п.1 и п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствие в документации конкретного срока контракта не позволяет установить срок действия банковской гарантии при выборе участником закупки данного способа обеспечения контракта.
2. Согласно доводам жалоб, Заказчиком установлены неправомерные сроки окончания подачи заявок на участие в электронных аукционах.
В силу п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что извещения о проведении электронных аукционов размещены в единой информационной системе 27.12.2017, при этом, начальная (максимальная) цена контрактов составляет - 28 245 604,47 рублей, 27 886 172,27 рублей. Вместе с тем, согласно извещениям о проведении электронных аукционов дата окончания подачи заявок на участие в электронных аукционов - 11.01.2018 08:00, что составляет 15 дней со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронных аукционов, что не противоречит ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалоб, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронных аукционах, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии в аукционных документациях требования к участникам закупки и ко второй части заявки на участие в аукционах о наличии выписки из реестра членов саморегулируемых организаций, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 и п.2 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч3.1 ст.52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Представитель Заказчика пояснил, что в документациях не установлено требование к участникам закупки и ко второй части заявки на участие в аукционах о предоставлении выписки из реестра членов СРО, так как сметная документация не содержит работы, которые включены в перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при отсутствии в аукционных документациях требований к участникам закупки и составу второй части заявки о предоставлении выписки из реестра членов СРО.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалоб, в аукционных документациях неправомерно установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Установлено, что в Извещениях о проведении электронных аукционов указан код ОКПД2 42.11.20.000, при этом начальная (максимальная) цена контракта по закупке N 0148300014717000026 составляет 27 886 172,27 рублей, по закупке N 0148300014717000025 составляет 28 245 604,47 рублей.
Также Комиссией Управления установлено, что в аукционных документациях установлены требования ко вторым частям заявок о предоставлении, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99, копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным, так как установленные требования к составу вторых частей заявок на участие в аукционе отвечают требованиям ст.31 Закона о контрактной системе и положениям Постановления Правительства Российской Федерации N99.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.15 Информационной карты не установлены требования к участникам, указанные в п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссией Управления также установлено что в п.17.2 Информационной карты указано следующее: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Также в составе документаций размещена рекомендуемая форма декларации участника закупки в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащая в себе положения п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционные документации составлены в нарушение требований ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, так как не содержат обязательных требований к участникам закупки, установленные п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок приемки выполненных работ.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссией Управления установлено, что в п. "Порядок приемки выполненных "Работ" и порядок расчетов" проекта государственного контракта отсутствует конкретный срок приемки выполненных работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционные документации составлены в нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Изидолг" на действия Администрации поселения Филимонковское обоснованными в части отсутствия срока действия контракта, а также конкретного срока действия банковской гарантии; в части отсутствия в аукционных документациях единых требований к участникам закупки; а также в части отсутствия проекте контрактов конкретного срока приемки выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 и п.8 ч.1 ст.64, ч.1 ст.31, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Д.С. Бруев
исп. Д.С. Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 января 2018 г. N 2-57-338/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018