Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФКУ "ДЕЗ СКиТР": И.В. Ущёкиной,
ООО "Континент": В.В. Анцифирова, И.В. Заднепровского,
рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ДЕЗ СКиТР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Строительство объекта: "Лаборатория клонального микроразмножения с биотронным комплексом пос. Михнево, Московская область" (Закупка N 0373100005217000031) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/4379/18 от 30.01.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона требования о представлении участниками аукциона документов в соответствии с п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
П.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что извещение о проведении электронного аукциона не содержит в себе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании установлено, что требования к участникам закупки отражены в п. 10.4 Информационной карты, общие требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в п.23.2 Информационной карты, Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, установленные Правительством Российской Федерации в п. 23.3 Информационной карты, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в п.25.1 Информационной карты, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, указанную в п. 25.2 Информационной карты, копии документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов в п.25.2.2 Информационной карты, исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям согласно ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе, которые должны быть представлены участниками закупки в п. 25.2.3 Информационной карты, в связи с чем допущенное Заказчиком нарушение при формировании извещения о проведении электронного аукциона не может повлиять на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. В составе жалобы Заявитель указывает на отсутствие в составе аукционной документации инструкции по заполнению заявки, которая содержит в себе правила чтения таких слов как "не менее (менее)", "не более (более)", "до", "от", что, по мнению Заявителя, не позволяет определить правила чтения слов, символов, знаков, которые указаны Заказчиком в Приложении N 1 к Технической части "Требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, которые должны использоваться при выполнении работ".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все слова, знаки и символы указанные Заказчиком в технической части являются стандартными и общепринятыми и при заполнении первой части Заявки участникам закупки необходимо руководствоваться общепринятыми правилами русского языка и чтения использованных Заказчиком знаков.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы и невозможность определения смысла вышеуказанных слов, не указаны требования к товарам, которые Заявителю не представляется возможным определить из-за их использования, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к водопоглощению и износостойкости товара п.15 "Плитки керамические для полов гладкие", поскольку конкретные значения указанных параметров становятся известными после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно по п.86 "Кирпич керамический одинарный" установлено следующее требование: "Предел прочности кг/см2:М-100", что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку в силу п.5.2.3 ГОСТ 530-2012 марку кирпича по прочности устанавливают по значениям пределов прочности при сжатии и при изгибе, однако Заказчиком не установлено какой именно предел прочности необходимо указать в первой части заявки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару п.15 "Плитки керамические для полов гладкие" установлены согласно государственных стандартов, при этом представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в аукционной документации вышеуказанным характеристикам п.15 "Плитки керамические для полов гладкие" на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства, а также затруднился обосновать необходимость установления требования к пределу прочности товара п.86 "Кирпич керамический одинарный" вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
При этом, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.02.2018 N0373100005217000031-1 аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документацией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы относительно установления в требовании к параметру "предел прочности" товара п.86 "Кирпич керамический одинарный" единиц измерения "кг/см2", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку предел прочности измеряется в "Мпа", вместе с тем, к указанному товару также установлено следующее требование: "Плотность кг/м3: не менее 1790 не более 1800", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку установленное Заказчиком значение показателя "плотность" противоречит требованиям таблицы 5 ГОСТ 530-2012.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предел прочности измеряется как в "кг/см2" так и в "Мпа" и указанные единицы измерения являются для данного параметра стандартными и общепринятыми, а также пояснил, что установленное значение показателя "плотность" не противоречит требованиям таблицы 5 ГОСТ 530-2012, а лишь сужает установленные в указанной таблице значения.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком вышеуказанные требования к товару п.86 "Кирпич керамический одинарный" являются неправомерными, препятствуют подачи заявки на участие в аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
5. В жалобе Заявитель указывает на отсутствие в проекте государственного контракта размеров штрафов, предусмотренных в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлена ответственность сторон в соответствии с Постановлением N1042 в Проекте государственного контракта, что является достаточным в силу Закона о контрактной системе, поскольку Закон о контрактной системе не содержит требований об установлении Заказчиком в контракте непосредственно самого порядка определения размера штрафа, пени, так как согласно ст.34 Закона о контрактной системе такой порядок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6. Заявитель в составе жалобы указывает на то, что положения документации ограничивают возможность участия в аукционе участников, применяющих УСН и не являющихся плательщикам НДС, поскольку согласно п.3 проекта государственного контракта Заказчиком установлено, что: "Стоимость работ по настоящему контракту в соответствии с протоколом соглашения о договорной цене (Приложение N2) составляет: _________*, в том числе НДС 18%. Указанная цена определяется на основании предложения Генерального подрядчика о цене Контракта и является твердой договорной ценой и определяется на весь срок исполнения Контракта".
Ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.10 ст.70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что цена Контракта будет определена после проведения процедуры торгов, на основании протокола подведения итогов. После проведения указанной процедуры Заказчиком будут внесены сведения в ст.3 "Цена Контракта" на основании полученных данных, и с учетом п.5 информационной карты, согласно которому в случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.
При этом, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления противоречивых сведений в проекте контракта и информационной карте относительно выделения и невыделения суммы НДС в предложенной по результатам торгов цене контракта, а именно: проектом контракта установлено, что цена является твердой и включает в себя НДС, однако, п.5 информационной карты предусматривает возможность пересчета цены без учета суммы НДС в случае, если победитель не является плательщиком указанного налога.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Континент" на действия ФКУ "ДЕЗ СКиТР" обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего переченя документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, установления излишних требований к товару п.15 "Плитки керамические для полов гладкие", установления неправомерного требования к пределу прочности товара п.86 "Кирпич керамический одинарный", а также в части установления противоречивых сведений о включении в цену контракта предложенную победителем НДС.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ст.42, п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
С.И. Казарин
Исп. Грешнева Д.С. 8(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 января 2018 г. N 2-57-1244/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018