Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Чиняева Н.В.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кудинова К.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок.
|
в отсутствии представителей сторон, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу гражданина Сироткина Р.В. и материалы дела N 7-1/52,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба гражданина Сироткина Р.В. (далее - заявитель) на действия Управления судебного департамента в Приморском крае (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обслуживание и сопровождение системы ГАРАНТ (N0320100020717000252).
Заявитель обжалует положение аукционной документации, а именно:
1. Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения,
происходящего из иностранных государств.
2. Заказчиком в аукционной документации содержится указание на товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент".
3. Заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленными заказчиком требованиями.
4. Заказчиком не указан конкретный состав системного модуля.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N0320100020717000252 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте в последней редакции 18.12.2017.
Объект закупки - обслуживание и сопровождение системы ГАРАНТ.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 470 000 руб. 00 коп.
На официальном сайте единой информационной системе опубликовано 29.12.2017 Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате изучения материалов дела N7-1/52, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п.3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 1236 (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Поскольку оказание услуг предполагает проводится с использованием программного обеспечения то, в извещение о проведении электронного аукциона должна содержатся информация о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236, нарушают ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2.Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с вышеизложенным Заказчик установил требования к оказываемым услугам, установленные в Приложении N1 к Извещению.
Кроме того, согласно Приложении N1 к Извещению аукционной документации, услугой является обслуживания комплекта, который имеется у заказчика.
Таким образом, Заказчику требуется оказание услуг по пополнению уже ранее установленного программного продукта.
Следовательно, Заказчиком не проводится электронный аукцион по поставке и установке нового продукта. Заказчику необходимы услуги по использованию этого товара. Указание в аукционной документации товарного знака программы имеет цель донести до участников полную информацию об уже имеющемся у Заказчика товаре, в отношении которого требуется оказание услуг.
Данное требование Заказчика полностью соответствует нормам действующего законодательства о контрактной системе.
3. Заявитель указывает, что в Приложении N1 к Извещению в таблице Спецификация оказания услуг по обслуживанию и сопровождению программной системы, заказчиком установлены периоды обновления.
В указанном требовании заказчика на период обновления, не определены показатели, и не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
Согласно Спецификации оказания услуг по обслуживанию и сопровождению системы Гарант (Приложение N1 к Извещению) указан обслуживаемый комплект - "Комплект N1 Сетевой клиент - серверный" в который входят 30 блоков специальных информационных массивов и/или сервисных модулей, а также установлены периоды обновления указанных блоков и комплекта.
Для части блоков специальных информационных массивов и/или сервисных модулей комплекта "Комплект N1 Сетевой клиент - серверный" установлен период обновления - "на выбор до ежедневного".
Согласно описанию терминов и сокращений, указанных в Спецификации оказания услуг по обслуживанию и сопровождению системы Гарант (Приложения N1 к Извещению), период обновления одновременно - обновление блока, СИМ,СМ производится в процессе обновления комплекта, в который входит указанный блок,СИМ,СМ.
Период обновления комплекта "Комплекта N1 Сетевой клиент- серверной" установлен "на выбор до ежедневного".
Согласно описанию терминов и сокращений, указанных в Спецификации оказания услуг, период обновления "на выбор" - ежедневно или с любой иной периодичностью (на выбор Заказчика) с помощью телекоммуникационного робота или мастера обновления комплекта, а также до 12 раз в год (по заявлению Заказчика) копированием с переносного жесткого диска или переустановкой комплекта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4.Согласно Приложению N1 к извещению в Спецификации оказания услуг заказчиком в п.6,7,8 установлен состав системного модуля с указанием что состав "зависит от комплекта".
Вместе с тем, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что согласно Спецификации оказания услуг (Приложения N1 к Извещению) требования к составу СМ персональных путеводителей (п.6.), составу СМ защиты от ошибочного использования информации (п.7), составу СМ персональных автоматизированных рабочих мест (АРМ) (п.8) установлено ко всем комплектам Гаранта, т.е. не зависит от вида комплекта.
На оснований изложенного, доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.
Согласно п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент ФАС России) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что поскольку определение поставщика отменено фактически выявленные нарушения не могли повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи, с чем предписание в данной части Заказчику, не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу гражданина Сироткина Р.В. на действия заказчика Управления судебного департамента в Приморском крае, частично обоснованной.
2. Признать заказчика Управление судебного департамента в Приморском крае нарушавшим ч. 3 ст. 14,п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы дела N 7-1/52 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.А.Ильченко
|
Члены Комиссии: |
Н.В.Чиняева
|
|
К.В.Кудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 января 2018 г. N 30
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2018