Резолютивная часть объявлена 30.01.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.02.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Вторушин Н.А., действующий от имени Заявителя без доверенности;
от Заказчика - Яковищенко В.И. по доверенности N440 от 30.01.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Регионстройкомплект" (ИНН 7203254758, ОГРН 1117232000511) от 23.01.2018 N92-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка рассады однолетников (извещение N0387200017717000354) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
24 ноября 2017 года Заказчиком размещена документация об электронном аукционе. 16 января 2018 года внесены изменения в аукционную документацию в части технического задания на поставку рассады однолетников.
В пункте 31 технического задания предлагается к поставке цветок Рудбекия (Глориоза) красно-жёлтого цвета. Далее заказчик установил, что соцветия должны иметь золотисто-жёлтую окраску.
31 |
Рудбекия (Глориоза) |
Однолетнее. Цвет: красно-желтый. Побеги высотой в диапазоне 50- 60 см, опушенные, с крупными прикорневыми листьями. Цветение продолжительное с июля до заморозков (неизменяемое значение). Соцветия крупные 11 см в диаметре, махровые золотисто-желтой окраски. Для посадки в открытый грунт. |
Шт. |
800 |
В пункте 36 технического задания предлагается к поставке цветок Бегония Вечноцветущая Bada Bing Scarlet F1 белого цвета.
36 |
Бегония Вечноцвет ущая Bada Bing Scarlet F1 |
Однолетнее. Цвет: белый. Листья зеленые. Низкорослое растение, предназначенное для выращивания в вазонах и в саду, высотой в диапазоне 20-25 см. С многочисленными цветами. Растение формирует невысокий, пышный кустик, шириной в диапазоне 15-20 см, сплошь усыпанный цветами. Для посадки в открытый грунт. |
Шт. |
3000 |
Во втором слове наименования поставляемого товара на английском языке согласно технического задания указан цвет поставляемого товара - "Skarlet".
В переводе с английского "Skarlet" означает "алый".
Однако, Заказчик в описании характеристик поставляемого товара указал, что капуста декоративная должна иметь белый окрас.
- Факт установления противоречивых характеристик к цвету Бегонии Вечноцветущей подтверждается, в том числе самим Заказчиком, так как, согласно технического задания в пункте 32 Сальвия Блестящая Scarlet указан цвет - красный.
32 |
Сальвия Блестящая Scarlet |
Однолетнее. Цвет красный. Куст компактный, сильнооблиственный. Цветки огненно-красные, собраны в длинные и плотные колосовидные соцветия. Высота в диапазоне 20-25 см. Цветки в мутовках в диапазоне 2-6, крупные, неправильные, с двойным околоцветником, собраны в кистевидные соцветия длиной в диапазоне 14-25 см. Венчик и чашечка огненно-красные. Для посадки в открытый грунт. |
Шт. |
5000 |
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Следовательно техническое задание содержит два разных требования к цвету поставляемых товаров пункт 31 Рудбекия (Глориоза) и пункт 36 Бегония Вечноцветущая Bada Bing Scarlet F1, что вводит в заблуждение участников размещения заказа и не даёт возможности понять, какой конкретно цвет поставляемого товара нужен заказчику.
Таким образом, заказчиком не выполнены требования статьи пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считаю действия Заказчика незаконными и необоснованными, нарушающими требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", влекущее необоснованное ограничение количества участников закупки, сокращающее число потенциальных участников, что может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Считаю, что в документации о проведении открытого аукциона в электронной форме Заказчиком установлены требования, противоречащие требованиям законодательства о размещении заказов, а в действиях должностных лиц Заказчика содержится состав административного правонарушения.
В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заказчика поддержал доводы жалобы в полном объеме и пояснил Комиссии Управления, что в ходе проведения аукциона Заказчику поступали запросы разъяснений положений документации: в п. 15 "Капуста Декоративная Tokio Skarlet" в описании растения значится "_Окраска центральной (верхней) части белая_". В переводе с английского Skarlet означает "алый". Какого цвета требуется растение?
На указанный запрос Заказчиком было дано разъяснение, что заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об аукционе.
Вышеуказанное, по мнению представителя Заявителя, свидетельствует о нарушении объективности описания объекта закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка рассады однолетников (извещение N0387200017717000354) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 24.11.2017.
15.12.2017, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Д-Марк" от 08.12.2017 N1966-ж Комиссией Управления в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ" были установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выдано обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
16.01.2018 Заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию, техническое задание размещено в новой редакции.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что документы и информация, подтверждающие доводы Заявителя о том, что пункты 31, 36, 32 технического задания сформулированы с нарушением требований Закона о контрактной системе, кроме того, Заявителем не представлено доказательств невозможности подготовки заявки на участие в аукционе.
Далее Комиссия Управления отмечает, что слова "Бегония Вечноцветущая Bada Bing Scarlet F1" и "Сальвия Блестящая Scarlet Scarlet F1" являются названиями растений и, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, участникам необходимо указать цвет требуемый в техническом задании, по пункту 36 технического задания белый, по пункту 32 технического задания красный.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
По доводам представителя Заказчика в отношении данного Заказчиком разъяснения положений документации Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
12.01.2018 Заказчик разместил разъяснение положений документации:
Содержание запроса участника:
1. Просим разъяснить, каким образом требуется сделать выбор в описании растения в п.2 "_листья должны быть цельные, ланцетовидные, яйцевидные или ромбовидные_". Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок "При одновременном использовании знаков "," и союзов "или", "либо", знака "\" участник указывает одно значение показателя до союза "или", "либо", знака "\" или значение указанное после союза "или", "либо", знака "\" (например: 1, 2, 3 или("\",";") 4; участник предлагает: вариант1 - 1, вариант 2 - 4, вариант 3 - 2, вариант 4 - 3)." Участник должен предложить: вариант 1 - цельные вариант 2 - ланцетовидные вариант 3 - яйцевидные вариант 4 - ромбовидные. При этом показатель "листья цельные" относится к виду листьев, показатель "листья ланцетовидные, яйцевидные или ромбовидные" относится к формам листовой пластинки. В таком случае участник должен предложить: вариант 1 - цельные, ланцетовидные вариант 2 - цельные, яйцевидные вариант 3 - цельные, ромбовидные. 2. В п. 15 "Капуста Декоративная Tokio Skarlet" в описании растения значится "_Окраска центральной (верхней) части белая_". В переводе с английского Skarlet означает "алый". Какого цвета требуется растение?
Разъяснение:
На Ваш запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе сообщаем, что руководствуясь частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об аукционе.
Учитывая, что в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе внесение изменений в документацию электронного аукциона является правом Заказчика, в том числе на основании поступившего запроса разъяснений положений документации, размещенное БУ "ДЭСЗ" 12.01.2018 разъяснение положений документации в отношении капусты не свидетельствует о нарушении Заказчиком описания объекта закупки, доводы представителя Заявителя не находят своего подтверждения.
Жалоба ООО "Регионстройкомплект" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Регионстройкомплект" (ИНН 7203254758, ОГРН 1117232000511) от 23.01.2018 N92-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка рассады однолетников (извещение N0387200017717000354) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 января 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2018