Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителя заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик): Еремчука К.А. (по доверенности от 09.01.2018),
в отсутствие представителей:
уполномоченного органа - Министерства финансов Камчатского края, извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство 2-х многоквартирных 9-ти этажных жилых домов в районе ул. Карбышева в г. Петропавловске-Камчатском. Жилой дом N 1" (блок-секции N 1,2,3) (закупка N 0138200001217000032), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.12.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство 2-х многоквартирных 9-ти этажных жилых домов в районе ул. Карбышева в г. Петропавловске-Камчатском. Жилой дом N 1" (блок-секции N 1,2,3) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 747 395 170, 00 рублей.
29.01.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, документация о Закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1) в техническое задание включено указание на товарные знаки "Техноруф", "Краспан", "КраспанФиброцементКолор", "КраспанФиброцементСтоун", "ТехноВентСтандарт" без сопровождения словами "или эквивалент";
2) в пункте 3.4.34 проекта контракта указана обязанность подрядчика о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО), однако, в проекте контракта отсутствует указание, что данное требование не применяется, если сам подрядчик является СМП, СОНО;
3) в соответствии с пунктом 3.4.38 проекта контракта установлена обязанность подрядчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора, тогда как этот срок в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе должен составлять не более 15 рабочих дней.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения от 01.02.2018 N 186, в которых указал следующее.
23.01.2018 Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе, в части исключения из технического задания указания на товарные знаки и установления в проекте контракта срок оплаты субподрядчикам, соисполнителям за товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, в течение 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Закон о контрактной системе и Типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, не устанавливают обязанность Заказчика формулировать требование о привлечении к исполнению СМП или СОНО с указанием, что оно не применяется, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП или СОНО.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническое задание, размещенное в Единой информационной системе 26.12.2017, было включено указание на товарные знаки, а именно:
- покрытие плиты теплоизоляционное минераловатное "Техноруф";
- система вентилируемых фасадов "Краспан" с облицовкой из плит "КраспанФиброцементКолор", "КраспанФиброцементСтоун" различных цветов и фактур с применением утеплителя - плиты минераловатные "ТехноВентСтандарт" толщиной 200 мм;
- выходы на кровлю и вентшахты облицованы фиброцементными панелями "КраспанФиброцементСтоун".
23.01.2018 Заказчик внес изменения в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе, исключив из технического задания указание на товарные знаки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в техническое задание включено указание на товарные знаки, исчерпан.
2. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей и осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Исходя из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность СМП, СОНО.
2.1 Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
В силу части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (далее - Типовые условия).
В разделе I Типовых условий изложены Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Условия).
Пункт 1 Условий изложен следующим образом: "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
Таким образом, Типовые условия не устанавливают обязанность Заказчика формулировать требование о привлечении к исполнению СМП или СОНО с указанием, что оно не применяется, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП или СОНО.
В извещении о проведении электронного аукциона не установлено ограничение в отношении участников Закупки, которыми могут быть только СМП, СОНО, следовательно, все участники Закупки, независимо от их принадлежности к СМП или СОНО, принимают участие в ней на общих основаниях.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе) в размере 30 % от цены контракта".
Указанному требованию соответствует пункт 3.4.34 проекта контракта: "Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (за исключением бюджетных и автономных государственных или муниципальных учреждений), в размере не менее 30 % от цены контракта".
Условие в проекте контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО установлено в строгом соответствии с Типовыми условиями.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
2.2 Исходя части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 данной статьи, в контракт, заключаемый с СМП или СОНО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки ограничение в отношении участников закупок о том, что ими могут быть только СМП, СОНО, не содержит.
В пункте 3.4.38 проекта контракта, размещенного в Единой информационной системе 26.12.2017, было указано: "Подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНО, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельного этапа исполнения договора".
23.01.2018 Заказчик внес изменения в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе, тем самым изменив срок оплаты на "в течении 15 рабочих дней".
В связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.А. Козаченко
____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 февраля 2018 г. N 508/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2018