Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок управления Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Байт" (далее также - ООО "Байт", заявитель, общество), - представителя по доверенности Гаева М.В.,
от заказчика, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (далее также - ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", заказчик), - представителей по доверенности Арискиной Т.М., Балакиревой Е.В., Вахромеевой Е.А.,
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), - представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.,
от оператора электронной площадки, АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Байт" на действия заказчика, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", Ярославская область, г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26 (извещение N 0171200001917001951) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Байт" на действия заказчика, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", Ярославская область, г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26 (извещение N 0171200001917001951) (далее - жалоба).
Доводы заявителя сводятся к следующему.
По мнению заявителя, в состав объекта закупки "приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории" входит выполнение соответствующих работ и сдача их результата заказчику, однако, документация об электронном аукционе не содержит полного описания объекта закупки - перечня таких работ (например, технические условия, проектная документация на технологическое присоединение к электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, технические условия, проектная документация на монтаж пожарно-охранной сигнализации).
Также заявитель указывает на необходимость, по его мнению, выполнения работ по технологическому присоединению модульной конструкции здания амбулатории к инженерным коммуникациям, из чего, как полагает заявитель, следует, что в данном случае осуществляется закупка на строительство объекта капитального строительства.
Таким образом, описание объекта закупки, по мнению заявителя, сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, что, в свою очередь, не позволяет потенциальным участникам сформировать заявку на участие в данной закупке.
На основании изложенного ООО "Байт" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.12.2017 (с изменениями от 12.01.2018) размещено извещение N 0171200001917001951 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", Ярославская область, г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26, вместе документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 531 851,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, ГУЗ "Угличская ЦРБ".
Источник финансирования: резервный фонд Президента Российской Федерации (см. распоряжение Президента Российской Федерации от 14.11.2017 N 389-р о выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации, в том числе ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ" 6 826,3 тыс. руб. на приобретение модульной конструкции здания амбулатории с установкой по адресу: Ярославская обл., г. Углич, ул. Кирова, д. 26).
Как отметили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, объект закупки сформирован полностью с учетом данного нормативного акта.
Так, согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", Ярославская область, г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе модульное здание амбулатории на 20 посещений в смену комплектной поставки должно включать в себя все необходимое внутреннее инженерное обеспечение в максимальной заводской готовности (отопление, вытяжную вентиляцию, водоснабжение, канализацию, электрическое освещение, структурированную кабельную систему, места подключения внешних электрических приборов, автоматическую противопожарную сигнализацию). Товар должен быть оснащен приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, водоснабжением, водоотведением. Поставка и монтаж товара осуществляется на подготовленное поставщиком основание, обеспечивающее стабильное горизонтальное положение изделия в течение всего периода эксплуатации. Подготовка основания входит в стоимость изделия. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 22853-86 "Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия", ГОСТ 23274-84 с изменениями "Здания мобильные. Электроустановки".
При этом далее в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчик и уполномоченный орган подробно расшифровывают состав тех мероприятий, которые необходимо провести в рамках исполнения обязательств по заключаемому по итогам проведения закупки контракту. Так, например, приобретение и монтаж конструкции модульного здания врачебной амбулатории включают в себя: поставку и монтаж модульного здания из блок-контейнеров с учетом доборных и соединительных элементов, устройство фундамента на винтовых сваях, зашивка цоколя, вторичной двускатной кровли из профлиста по металлическим фермам, металлоконструкций крыльца с пандусом и навесом, отделочные работы, внутренние сети инженерного обеспечения и так далее.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 раздела 3 "Комплектность" ГОСТ 22853-86 "Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия" (далее - ГОСТ 22853-86) в комплект поставки сборно-разборных зданий должны входить конструкции, элементы и изделия. Входящие в комплект поставки блок-контейнеры должны поставляться потребителю полностью укомплектованными в соответствии с утвержденной рабочей документацией. Контейнерные здания должны поставляться потребителю полностью укомплектованными инженерными системами, мебелью, технологическим оборудованием, специальным инструментом, запасными частями, запасными герметизирующими прокладками для окон и дверей, другими изделиями и должны быть готовыми к эксплуатации. Поставка недоукомплектованных контейнерных зданий запрещается.
Соответственно, любой потенциальный участник закупки, имеющий намерение принять участие в данном аукционе, ознакомившись с документацией об электроном аукционе в полном объеме, получает четкое и объективное представление как о требованиях к поставляемому товару, так и его характеристиках.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что объект рассматриваемой закупки сформирован с учетом объективной потребности заказчика в приобретении модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ" и организации работы такой амбулатории на 20 посещений в день с целью обеспечения приема больных граждан (пациентов ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ"), а также эффективного использования выделенных средств (см. распоряжение Президента Российской Федерации от 14.11.2017 N 389-р).
Кроме того, из положений документации об электронном аукционе (раздел 2 "Описание объекта закупки") в совокупности следует, что в данном случае для заказчика в рамках оспариваемой закупки необходимым и достаточным является поставка и сборка модульной конструкции амбулатории (без подключения к внешним сетям) на участке заказчика (Ярославская обл., г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26) в соответствии с требованиями, установленными заказчиком и уполномоченным органом (в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указаны только принципиально значимые характеристики данного объекта закупки): при сопоставлении наименования объекта закупки с описанием объекта закупки становится ясным и не вызывает сомнений, что потребность заказчика заключается в поставке модульной конструкции амбулатории и ее монтаж, какие-либо иные требования, не поименованные в документации, к объекту закупки не предъявляются.
Так, как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, и как следует из документации об электронном аукционе, выполнение работ по подключению модульной конструкции здания амбулатории к внешним сетям в данном случае не требуется, но требуется поставка модульной конструкции в полной комплектации в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе (в том числе монтаж исключительно внутренних сетей и коммуникаций, который в свою очередь заложен в начальную (максимальную) цену контракта), а, следовательно, утверждение заявителя об обратном (заявитель указывает на необходимость выполнения работ по технологическому присоединению модульной конструкции здания амбулатории к инженерным коммуникациям), по мнению заказчика и уполномоченного органа, также является необоснованным.
Соответственно, как того требуют положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе содержит в своем составе все необходимые, с точки зрения потребности заказчика, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки; выполнение каких-либо работ, не предусмотренных документацией, не требуется.
Утверждение заявителя о том, что закупаемая модульная конструкция здания амбулатории является объектом капитального строительства, по мнению заказчика и уполномоченного органа, также является необоснованным, поскольку по смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Соответственно, модульные конструкции не относятся к объектам капитального строительства.
Кроме того, в документации об электронном аукционе указано, что закупаемая модульная конструкция здания амбулатории должна соответствовать требованиям ГОСТ 22853-86, который распространяется на мобильные (инвентарные) здания контейнерного и сборно-разборного типа (далее - здания) различного вида, применяемые для нужд строительства, соответствующие ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения" (далее - ГОСТ 25957-83), и устанавливает общие технические условия на эти здания.
В соответствии с ГОСТ 25957-83 мобильное (инвентарное) здание или сооружение представляет собой мобильное (инвентарное) здание или сооружение, состоящее из блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации (пункт 4 таблицы 2 пункта 2.3 раздела 2 "Термины и определения").
Таким образом, Комиссия, учитывая приведенные выше положения документации об электронном аукционе, соглашается с мнением заказчика и уполномоченного органа относительно того, что поставка и монтаж модульной конструкции здания амбулатории не относится к работам по строительству объекта капитального строительства.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае косвенно подтверждается тем, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были использованы сведения о ценах на модульную конструкцию здания амбулатории, а равно о наличии возможности поставки как минимум, у пяти потенциальных поставщиков, что подтверждается полученными на запрос заказчика ответами: поставщик N 1 - ООО "К-Модуль" (от 06.02.2017 N 2-06/02), поставщик N 2 - ООО "УниверсалСтройСервис" (от 22.06.2017 N 57), поставщик N 3 - ООО "Гарантстрой" (ответ от 08.08.2017 N 25), поставщик N 4 - ООО Фирма "Дизайн Пласт" (от 10.10.2017 N 1010-4-17), поставщик N 5 - ООО "СтройКомплекс 76" (б/д N 10-452В).
Кроме того, из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001917001951 от 01.02.2018 следует, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано девять заявок.
Соответственно, принимая во внимание вышеизложенное, заявителем не доказан тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников рассматриваемой закупки.
Также Комиссией при рассмотрении жалобы учитывались положения пунктов 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений Комиссия не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа при составлении документации о закупке (формировании объекта закупки) (электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", Ярославская область, г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26 (извещение N 0171200001917001951) нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байт" (ИНН 7703792225, ОГРН 1137746543802) на действия заказчика, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (ИНН 7612016433, ОГРН 1027601310758), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и монтаж модульной конструкции здания амбулатории ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", Ярославская область, г. Углич, в районе ул. Кирова, д. 26 (извещение N 0171200001917001951) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 февраля 2018 г. N 05-02/20Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018