Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "ТД "ВИАЛ" на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на Поставка лекарственных средств для нужд ГБУЗ "КДКБ N1" (Цефуроксим) (извещение N 0320300101317000372) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки.
Огласив жалобу, заслушав представителей стороны, участвующей в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Согласно пояснениям Цефуроксим является цефалоспориновым антибиотиком II поколения, обладает широким спектром антибактериальной активности и используется для лечения инфекций самых различных локализаций у детей, начиная с периода новорожденности, а также для периоперационной антибиотикопрофилактики.
Внутримышечное введение "госпитальных" антибиотиков с применением раствора местного анестетика - 1% лидокаина оптимизирует лекарственную терапию в условиях педиатрического стационара, особенно при необходимости проведения антимикробной терапии при среднетяжелых инфекциях (инфекции мочевыводящих путей, бронхиты, внебольничная пневмония), так как обеспечивает безболезненность инъекций и хорошую переносимость у детей. Внутривенные инъекции и инфузии вследствие увеличение риска развития неблагоприятных побочных эффектов и серьезной психологической нагрузки редко используются в практике общесоматических детских отделений.
Внутривенные инъекции до 2-3 раз в день в течение стандартного курса 10-14 дней могут привести к развитию тяжелых осложнений - флебитов, тромбофлебитов, некрозов стенки вены и др., которые негативно повлияют на течение заболевания. Следует также учитывать, что внутривенная инъекция или инфузия требуют использования большого количества расходных материалов. Эти факторы определяют относительно высокую стоимость внутривенного введения как манипуляции по сравнению с внутримышечной инъекцией и сложности с его реализацией в рутинной практике.
Таким образом, лучших результатов лечения различных инфекций в условиях детского ЛПУ удается добиться с помощью введения растворов препарата, приготовленных с применением 1% лидокаина, которые обеспечивают приверженность детей к лечению, снижают негативные эмоции, обычно сопутствующие многократным внутримышечным инъекциям, отпадает необходимость в применении различных физиопроцедур с целью предупреждения постинъекционных инфильтратов и болевого синдрома.
Заявленные требования к лекарственному препарату с МНН Цефуроксим являются для Заказчика принципиальными и важными, необходимы для качественного оказания Заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности и обусловлены безусловным соблюдением правил эффективной лекарственной терапии в условиях специализированного стационара, деятельность которого направлена на оказание лечебной и реабилитационной помощи детям.
Одним из важнейших требований безопасной и эффективной лекарственной терапии является следование инструкции по применению лекарственных препаратов в части способа приготовления раствора и его введения, в том числе применение установленного объема надлежащего растворителя.
Инструкция по применению рекомендует для приготовления раствора для внутримышечного введения применять лидокаин с концентрацией не более 1% (10 мг/мл). Преимущества применения в клиниках лекарственной формы для внутримышечного введения в комплекте с растворителем очевидны. Во-первых, отпадает необходимость в поиске растворителя - рекомендуемый растворитель установленного объема имеется в комплекте; во-вторых, внутримышечная инъекция с применением местного анестетика безболезненна; в-третьих, обеспечивается соблюдение асептичности приготовления раствора препарата и, тем самым, снижается риск осложнений, связанных с введением.
Выбор лидокаина в качестве растворителя обусловлен его свойствами как местного анестетика предупреждать развитие болевого синдрома, связанного с инъекцией, тем самым значительно улучшая переносимость терапии. Лидокаин имеет ряд преимуществ перед новокаином: он не вступает в лекарственные взаимодействия с антибиотиком, реже вызывает аллергические реакции (в том числе наиболее тяжелых - анафилактического шока), действует быстрее и длительнее, не вызывает местного раздражающего действия. При применении другого местного анестетика, не рекомендованного инструкцией по применению, возникает опасность развития системных реакций (в том числе угрожающих жизни), обусловленных неправильным выбором местного анестетика, его концентрации, а также вводимого количества.
Таким образом, 1% лидокаин при проведении внутримышечных инъекций нельзя заменить другим растворителем, так как будет сложно предупредить болевой синдром, могут возникнуть проблемы с реализацией длительного курса и пациенты не смогут получить необходимой курсовой дозы препарата. Также нужно учитывать, что любой экстремальный раздражитель (внутривенная инъекция или болезненная внутримышечная инъекция) могут негативно повлиять на комплаенс (приверженность) лечению.
На рынке присутствуют как 1% растворы лидокаина, так и концентрированные растворы лидокаина (2% и 10%). На территории России зарегистрированы следующие:
Лидокаин раствор для инъекций 10 мг/мл 10 мл ампулы N10 (Открытое акционерное общество "Борисовский завод медицинских препаратов" (ОАО "БЗМП"), Республика Беларусь
Лидокаин раствор для инъекций 10 мг/мл 3,5 мл ампулы N10 (Дальхимфарм ОАО, Россия)
Лидокаин раствор для инъекций 10 мг/мл 5 мл ампулы N10 (Дальхимфарм ОАО, Россия).
Из соображений асептики, особенно в условиях детских ЛПУ, неприемлемо многократное разведение лидокаина с целью получения раствора требуемой концентрации (в этом случае возникает риск контаминации раствора и инфицирования пациента), так как все подобные манипуляции должны проводится в управляемой асептической среде.
Применение лидокаина большей концентрации сопровождается частыми системными побочными реакциями, из которых особенно опасны кардиогенные осложнения - от сосудистого коллапса до остановки сердца. Ошибочное использование медицинским персоналом 2% или 10% лидокаина сопровождается кумуляцией местного анестетика и гемодинамическими расстройствами. Также следует отметить, что объем лидокаина, входящего в комплект, обеспечивает приготовление раствора с необходимой концентрацией, тем самым обеспечивая лучшую биодоступность и предупреждая
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к лекарственному средству для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на Поставка лекарственных средств для нужд ГБУЗ "КДКБ N1" (Цефуроксим) (извещение N 0320300101317000372) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 22 января 2018 г. N 26/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2018