Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А. А. |
|
- председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
|
- Кирьякова С. Е. |
|
- член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
|
- Рыжов Д.В.
в присутствии: - Тумановой Ю.Ю. |
|
- член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок,
- представителя САО "ВСК" (доверенность N7-ТД-0156-Д от 16.01.2018,
|
рассмотрев жалобу страхового акционерного общества "ВСК" (далее также - заявитель, САО "ВСК") о нарушении Управлением Судебного департамента в Кировской области (далее также - УСД в Кировской области, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд районных судов г. Кирова и Кировской области и Управления Судебного департамента в Кировской области, номер извещения 0140100010017000225 (далее по тексту - открытый конкурс),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд районных судов г. Кирова и Кировской области и Управления Судебного департамента в Кировской области, номер извещения 0140100010017000225.
По мнению заявителя, единая комиссия заказчика неправомерно выбрала победителя (ПАО СК "Росгосстрах"), что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представитель заявителя на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержала позицию и доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители заказчика отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 11.12.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд районных судов г. Кирова и Кировской области и Управления Судебного департамента в Кировской области, номер извещения 0140100010017000225, и конкурсная документация.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Кировской области.
Предметом контракта является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд районных судов г. Кирова и Кировской области и Управления Судебного департамента в Кировской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 276 540,89 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленное заказчиком в документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - постановление от 13.01.2014 N19) определено, что при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены контракта и максимальное значение цены контракта.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено заказчиком в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, тарифным методом, используя положения Указания Банка России от 20.03.2015 г. N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Между тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что УСД в Кировской области при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовало минимальное значение базовой ставки страхового тарифа, что противоречит названным нормам.
Рассматриваемая документация также не содержит максимальное значение цены контракта (только минимальное), что нарушает требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок), в том числе определено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, конкурсная документация должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участникам закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены в пункте 29 конкурсной документации.
При этом в документации используются показатели, не раскрывающие содержание критерия "качество услуг, участника открытого конкурса", например: "Количество обособленных структурных подразделений страховщика, осуществляющих страховую деятельность на территории г. Кирова и Кировской области; Опыт работы на рынке страховых услуг (исчисляется с момента получения лицензии на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), лет" и т.д.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в рассматриваемой части.
3) 11.01.2018 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 11.01.2018 NПВК1. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе N ПВК1 от 11.01.2018.
В соответствии с протоколом N ПВК1 от 11.01.2018 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (11.01.2018 13:00) поступило 4 заявки на участие в открытом конкурсе.
4) 12.01.2018 состоялось рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе, что зафиксировано в соответствующем протоколе N ПРО1 от 12.01.2018.
Согласно указанному протоколу победителем конкурса признан участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации - Филиал ПАО СК "Росгосстрах" в Кировской области (заявка N1).
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В конкурсной документации установлены требования к участнику, среди которых: "участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и предусмотрено требование о предоставлении в конкурсной заявке соответствующей декларации.
Анализ заявки ПАО "Росгосстрах" показал, что конкурсная заявка соответствует требованиям конкурсной документации, какого-либо несоответствия участника установленным требованиям или недостоверности в отношении его соответствия, что могло бы быть основанием для отстранения на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, не усматривается.
Таким образом, действия Единой комиссии по признанию победителя (ПАО "Росгосстрах") являются правомерными.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении рассматриваемых процедур не установлено.
Доводы заявителя относительно неправомерного выбора конкурсной комиссией победителя (ПАО "Росгосстрах") закупки по причине наличия судебного акта, которым ПАО "Росгосстрах" внесено в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, отклоняются в связи с их несостоятельностью, так как на момент участия в открытом конкурсе ПАО "Росгосстрах" решением Кыштымского городского суда Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ, от 28.11.2017 N12-122/2017 постановление мирового судьи судебного участка N2 г.Кыштыма Челябинской области отменено.
Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику и его единой комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку нарушения части 1 статьи 50 и постановления от 13.01.2014 N19 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, повлияли на результаты определения исполнителя, и в данном случае могут быть устранены только путем внесения изменений в извещение и документацию данной закупки, принято решение выдать соответствующие предписания заказчику и его единой комиссии.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу САО "ВСК" о нарушении Управлением Судебного департамента в Кировской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд районных судов г.Кирова и Кировской области и Управления Судебного департамента в Кировской области, номер извещения 0140100010017000225, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и постановления от 13.01.2014 N19.
3. Выдать заказчику и единой комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С. Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 25 января 2018 г. N 92
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2018