На основании поступившей от Прокуратуры Республики Саха (Якутия) публикации "Как Дед Мороз "подарил" чиновникам в Оймяконском районе_ Land Cruizer Prado" (исх. N 71-27-2017/47 от 16.01.2018 года, вх N 0014ф от 16.01.2018 года), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 06-06/18вп от 17.01.2018 года, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) закупочной комиссии, заказчика Администрации муниципального образования "Оймяконский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении запроса предложений на поставку автомобиля (изв. N 0116300036117000068).
Проверка проведена: с 17 января 2018 года по 22 января 2018 года;
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее:
1. Частью 3 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса.
При этом статьей 7 Закона о контрактной системе установлен принцип открытости и прозрачности информации. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе прозрачности открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, срок подачи заявок должен являться разумным и достаточным для того, чтобы обеспечить реальную возможность участия в закупке. Наличие в этом периоде нерабочих дней может привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников.
Извещение о проведении запроса предложений на поставку автомобиля (изв. N 0116300036117000068) размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 31.12.2017 года, при этом дата окончания подачи заявок установлена 09.01.2018 года в 15 часов 00 минут.
Согласно производственному календарю период с 31.12.2017 года по 08.01.2018 года являются выходными, праздничными, то есть нерабочими днями.
Доказательств обратного в материалы дела заказчиком не представлено.
Таким образом, срок подачи заявок на участие в запросе предложений преимущественно приходится на нерабочие дни, а установление заведомо неисполнимых для неопределенного круга лиц условий в виде определения срока подачи заявок на участие в запросе предложений преимущественно в нерабочие дни в данном случае свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе количество поставляемого товара, а также периодичность такой поставки.
Пунктом 4 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 ода N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" в план-график включается информация, в том числе в отношении количества поставляемого товара.
Между тем, в плане-графике по рассматриваемой закупке указано следующее:
Следовательно, в плане-графике указано количество закупаемого товара 2 200 000,00, вместе с тем, из положений аукционной документации следует, что предмет закупки (автомобиль) закупается в количестве 1 единицы (штуки).
Кроме того, согласно в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 ода N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" в план-график включается информация, в том числе в отношении периодичности поставки товара.
Между тем, в плане-графике по рассматриваемой закупке указано следующее:
Следовательно, в плане-графике указана периодичность поставки товара - ежедневно, вместе с тем, из положений аукционной документации следует, что периодичность поставки товара - единовременная (то есть другая периодичность согласно Постановлению N 553).
Таким образом, выявленные несоответствия плана-графика нарушают часть 3 статьи 7, пункт 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации могут быть установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656) утвержден перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 33 извещения о проведении запроса предложений установлено условия, запреты ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением N 656.
При этом в Постановлении N 656 установлены виды документов, которыми подтверждается страна происхождения товара.
Вместе с тем, документацией о проведении запроса предложений не установлен конкретный перечень документов, которые участник запроса предложений должен предоставить во второй части заявки на участие в запросе предложений согласно Постановлению N 656.
Таким образом, действия заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявки на участие в запросе предложений, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
При этом данное нарушение существенно повлияло на результаты закупки, поскольку, проанализировав единственную поступившую заявку, признанную аукционной комиссией, соответствующей требованиям запроса предложений антимонопольный орган установил, что указанная заявка не содержит документов, предусмотренных Постановление N 656, а, следовательно, подлежала отклонению.
4. Согласно части 5 статьи 83 Закона контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений, документацию о проведении запроса предложений.
В пункте 23 извещения о проведении запроса предложений указано, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса предложений не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений.
Таким образом, установленное положение противоречит требованию о том, что заказчик не вправе вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений, что нарушает часть 5 статьи 83 Закона контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов по настоящему делу в орган внутреннего государственного финансового контроля для осуществления контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком, а также соблюдения заказчиком правил нормирования в сфере закупок.
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Оймяконский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившим части 3 статьи 83, часть 3 статьи 7, пункт 2 части 3 статьи 21, пункт 3 части 6 статьи 83, часть 5 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Поскольку контракт по итогам запроса предложений заключен, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
4. Передать материалы дела в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для осуществления контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком, соблюдения заказчиком правил нормирования в сфере закупок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 января 2018 г. N 06-06/18вп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018