Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.02.2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"_." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_.". - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ";
- "_.", действующая на основании доверенности от 14.11.2017 года б/н,
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_.", действующий на основании доверенности от 26.12.2017 года N ЮК-14;
- "_.", действующий на основании доверенности от 31.01.2018 года N ЮК-17,
от участника закупки - ООО "Сельстрой":
- "_.", действующий на основании приказа ООО "Сельстрой" от 21.05.2017 года N 5,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "НСК-Град",
рассмотрев жалобу (вх. N 378 от 31.01.2018 года) ООО "НСК-Град" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817004334 на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов в мкрн. Южный г. Кызыл Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "НСК-Град" аукционная документация формирована с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), закупка размещена с нарушением законодательства о контрактной системе;
- проект контракта не содержит требование к подрядчику в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 775;
- техническое задание аукционной документации не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы и пояснили, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Представитель участника закупки не согласился с доводами жалобы и пояснил, что установленные аукционной документацией требования не затрудняют участникам закупки сформировать свое предложение.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000817004334 на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов в мкрн. Южный г. Кызыл Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 29.12.2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817004334 на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов в мкрн. Южный г. Кызыл Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 230 531 880 рублей.
1.) Как следует из жалобы ООО "НСК-Град" и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, согласно информации, размещенной в ЕИС, электронный аукцион N 0112200000817004334 не прошел контроль по части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В силу части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, осуществление закупки на строительство наружных инженерных сетей и благоустройства домов в мкрн. Южный г. Кызыл Республики Тыва предусмотрено планом-графиком Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" на 2017 год.
Таким образом, у Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" имеется основание для осуществления закупки на строительство наружных инженерных сетей и благоустройства домов в мкрн. Южный г. Кызыл Республики Тыва.
При этом, Комиссия Тывинского УФАС России учитывает, что в силу части 5 статьи 99, части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе в случае несоответствие информации, в том числе об объеме финансового обеспечения, содержащейся в плане-графике и извещении об осуществлении закупки, доступ на размещение в ЕИС такого извещения органами финансового контроля не предоставляется.
Поскольку у Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" имеются основания для осуществления данной закупки и указанная закупка размещена в ЕИС, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что довод ООО "НСК-Град" о том, что закупка размещена с нарушением законодательства о контрактной системе, не может быть признан обоснованным.
2.) Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Начальная (максимальная) цена электронного аукциона N 0112200000817004334 составляет 230 531 880 рублей.
Таким образом, проект контракта должен содержать обязанность подрядчика о предоставлении информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, указанное требование установлено в пункте 7.1.34 проекта контракта, следовательно, довод ООО "НСК-Град" об отсутствии в проекте контракта требования к подрядчику в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 775 является необоснованным.
3.) В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, описание объекта закупки формируется заказчиком самостоятельно исходя из своих потребностей. При этом, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свои потребности.
Вместе с тем, одновременно положения статьи 33 и 64 Закона о контрактной системе запрещают заказчику включать документацию о закупке такие требования, которые ограничивают количество участников закупки, что корреспондируется с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой и второй части заявок участников электронного аукциона.
Поскольку часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе обязывает участника закупки на предоставление в составе первой части заявки конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки должна содержать конкретные указания в какой части аукционной документации установлены показатели используемого при выполнении работ товара и в отношении каких значений участник закупки должен предоставлять свое предложение в составе первой части заявки.
Инструкция по заполнению заявки установлена в части 5 аукционной документации.
Вместе с тем, из указанной инструкции не представляется возможным однозначно определить в какой части аукционной документации установлены показатели используемого при выполнении работ товара и в отношении каких значений участник закупки должен предоставлять свое предложение в составе первой части заявки.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России также установлено, что описание объекта закупки содержит знак "-", в свою очередь, инструкция по заполнению заявки не содержит трактовку указанного символа.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки сформирована уполномоченным органом ненадлежащим образом, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что довод ООО "НСК-Град" о том, что техническое задание аукционной документации не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение является обоснованным.
Указанные действия уполномоченного органа содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушений законодательства о контрактной системе приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, 23.01.2018 года на основании запроса участника закупки в ЕИС опубликовано разъяснение положений аукционной документации, согласно которому конкретные показатели товаров указываются участником закупки в первой части заявки в отношении позиций, где указано "Материал".
Таким образом, указанным разъяснением конкретизировано положение аукционной документации в части формирования участниками закупки первой части заявок.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что вопросы, изложенные как в жалобе, так и в запросе о даче разъяснения положений аукционной документации одинаковы (содержание и порядок формирования также одинаково), соответственно, на указанные вопросы, изложенные в жалобе, уже дан ответ заказчиком 23.01.2018 года.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что с 23.01.2018 года до окончания срока подачи заявок (01.02.2018 года) у потенциальных участников закупки имелась возможность сформировать свое предложение в соответствии с описанием объекта закупки.
По факту отсутствия в инструкции по заполнению заявки трактовки символа "-" (дефис) Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Как следует из инструкции по заполнению заявки, предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "от", "до", "не более", "не менее", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "должен", "должна" (в любых словосочетаниях и падежах) и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
По общему правилу, символ "-" означает "от" и "до", соответственно, учитывая инструкцию по заполнению заявки, которой установлен запрет на предоставление участником закупки сведений "от" и "до", в рассматриваемом случае Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие указанной трактовки не должно затруднить участникам закупки на формирование своего предложения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленное в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона N 0112200000817004334.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НСК-Град" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 0112200000817004334 ненадлежащей инструкции по заполнению заявок.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы N 05-05-06/27-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
С.С. Оюн
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 6 февраля 2018 г. N 05-05-06/27-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2018