На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Волина Д.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001534) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно завышена начальная (максимальная) цена контракта;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе установлены требования в отношении системы заряда и зарядного устройства, ограничивающее количество участников закупки, и в совокупности требований, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, соответствуют продукции только одного производителя электробусов с зарядным пантографом "SHUNG", и, кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к "электропортальному мосту", соответствующие продукции концерна "ZF".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 548 862 788,64 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 16.02.2018.
1. По мнению Заявителя, начальная (максимальная) цена контракта необоснованно завышена.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок; обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в документации об Аукционе, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе установлены требования в отношении системы заряда и зарядного устройства, ограничивающее количество участников закупки, и в совокупности требований, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, соответствуют продукции только одного производителя электробусов с зарядным пантографом "SHUNG", и, кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к "электропортальному мосту", соответствующие только продукции концерна "ZF".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет.
Пунктом 1.3 Приложения N 4 к Техническому заданию "Технические требования на поставку ультрабыстрых зарядных станций" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к размещению коннектора (токопередающего устройства между зарядной станцией и электробусом), конфигурации токопередающего устройства и контактной группы коннектора: "На крышевом постаменте электробуса, в передней части. Коннектор должен иметь не менее 2-х ступеней изоляции от кузова электробуса. Тип привода коннектора - полупантограф с электрическим приводом. Контактная группа купольного типа, состоит из 4-ех изолированных шин: шина заземления - PE, силовых шин +DC, -DC, информационно-управляющей шины (Control Pilot) с направляющим устройством для стыковки с коннектором. Однонаправленное".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что поставка ультрабыстрых зарядных станций является потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что зарядные станции, в том числе токопередающие устройства, требования к которым установлены в техническом задании документации об Аукционе, сформированы с учетом климатических особенностей и позволяют использовать поставщикам электробусов элементы серийно выпускаемых изделий различных производителей после проведения соответствующей доработки конструкции и интеграции в общую компоновку транспортного средства.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в рамках разработки технического задания документации об Аукционе проводились консультации со специалистами различных профильных предприятий, таких как "АВВ", "Siemens", "MEDCOM", "Schunk", "Mitsubishi" и другие. При этом техническим заданием документации об Аукционе установлен ряд требований к диапазону рабочих температур, системе противообледенения и проводимым токам, которые не соответствуют требованиям производителя "Schunk".
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что техническим заданием документации об Аукционе допускается установка как электропортального ведущего моста с тяговыми двигателями, встроенными в бортовые редукторы, так и традиционных компоновочных схем с электрическим двигателем, связанным с колесными редукторами через карданный вал при обеспечении заданных параметров доли низкого уровня пола и компоновки салона, которые регламентируются международными нормативными документами и техническими регламентами, действующими на территории Российской Федерации в отношении транспортных средств категории M3, используемых для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также дополнительно сообщили, что серийное производство обычных портальных мостов, в том числе на выпускаемых отечественными производителями моделях автобусов и троллейбусов , в Российской Федерации в настоящее время промышленностью не освоено, при этом применение импортных компонентов не является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа в рамках рассмотрения дела от 30.01.2018 N 18/44/99/32 представили запросы о коммерческих предложениях в адрес ООО "Намибус" (от 05.12.2017 N 99-38-71), ООО ПК "Транспортные системы" (от 05.12.2017 N 99-38-67), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 05.12.2017 N 99-38-68), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-70), ПАО "КАМАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-69), в ответ на которые получены ответы от ООО "Намибус" (от 07.12.2017 N 11/12/17), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 11.12.2017 N 16-6/832), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 06.12.2017 N 1378/РА/12/2017), ПАО "КАМАЗ" (от 06.12.2017 N 06-25) о готовности к поставке городских электробусов М3 и зарядных станций на условиях, предусмотренных Техническим заданием документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/85 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод Заявителя, изложенный в обращении, не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/85, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 30.01.2018 N 18/44/105/85 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 февраля 2018 г. N 18/44/99/59
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018