Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства водных ресурсов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Федерального агентства водных ресурсов (далее - Единая комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание транспортных услуг для нужд центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100010117000054) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком надлежащим образом не установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, в связи с чем период подачи заявок на участие в Аукционе сокращен.
2. Заказчиком в ЕИС не размещен файл с изменениями, внесенными в документацию об Аукционе.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участнику Аукциона об отсутствии сведений об участнике Аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе избыточных характеристик транспортных средств, предполагаемых для использования при оказании услуг, а также конкретных характеристик огнетушителя, аптечки, которыми должны быть укомплектованы транспортные средства, используемые при оказании услуг.
5. Заказчиков в документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок оплаты оказания услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 08.02.2018 на 09.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 22.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 37 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 09.02.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком надлежащим образом не установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, в связи, с чем период подачи заявок на участие в Аукционе сокращен.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На заседании Комиссии установлено, в соответствии с извещением о проведении Аукциона в редакции от 22.12.2017 срок окончания подачи заявок - 09.01.2018 09:00.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС, Заказчиком 29.01.2018 в 13:53 размещены изменения в извещение о проведении Аукциона, а именно: определена новая дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.02.2018 09:00, то есть позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что во исполнение предписания от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/62 Заказчиком назначена новая дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 06.02.2018, размещена информация в ЕИС об отмене протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2018 N 0173100010117000054-1, подведения итогов электронного аукциона от 18.01.2018 N 0173100010117000054-3, назначена новая дата проведения Аукциона - 09.02.2018, а также рассмотрены первые части заявок (4 заявки), поданные участниками закупки до 09.01.2018 09:00 и в отношении которых участниками внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/62, при этом иных заявок от участников закупки не поступало.
Представители Заказчика также сообщили, что при изменении даты окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе во исполнение предписания от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/62 ввиду технической ошибки в ЕИС установлена новая дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего новую дату окончания подачи заявок в извещении о проведении Аукциона в редакции от 29.01.2018, нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в ЕИС не размещен файл с изменениями, внесенные в документацию об Аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС, Заказчиком 29.01.2018 в 13:53 вместе с извещением о проведении Аукциона размещены изменения в документацию об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документацию об Аукционе в редакции от 29.01.2018 изменения внесены не были, и размещение документации об Аукционе в редакции от 29.12.2017 является технической ошибкой, возникшей при исполнении предписания от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/62, а именно: при установлении новой даты рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участнику Аукциона об отсутствии сведений об участнике Аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Положениями пункта 6.3 информационной карты документации об Аукционе установлено "Требование об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе".
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон о размещении заказов) утратил силу с 01.01.2014 в связи с принятием Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку лица, включенные в реестр недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке Закона о размещении заказов, в настоящий момент исключены.
4. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе избыточных характеристик транспортных средств, предполагаемых для использования при оказании услуг, а также конкретных характеристик огнетушителя, аптечки, которыми должны быть укомплектованы транспортные средства, используемые при оказании услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 12.2.2 части I документации об Аукционе установлено, что "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме", которые включают требования к товарам "Автомобиль 1 и Автомобиль 2", "Автомобиль 3", "Огнетушитель автомобилей 1, 2 и 3", "Видеорегистрат ор автомобилей 1, 2 и 3", "Аптечка автомобилей 1, 2 и 3".
В отношении товаров "Автомобиль 1 и Автомобиль 2" Заказчиком в пункте 1 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Содержание СО2 в отработавших газах при городском цикле: 260 г/км", "Содержание СО2 в отработавших газах при загородном цикле: 140 г/км", "Содержание СО2 в отработавших газах при смешанном цикле: <185 г/км", "Предельные отклонения толщины всех стекол: _1,28 мм" и другие.
В отношении товара "Огнетушитель автомобилей 1, 2 и 3" Заказчиком в пункте 3 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Предельное значение усилия и энергия воздействия на органы управления огнетушителя пальцем руки и кистью руки: Не более 200 Н", "Длина струи огнетушащего вещества в огнетушителе: Не менее 2 м" и другие.
В отношении товара "Аптечка автомобилей 1, 2 и 3" пункте 5 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Предельные отклонения по длине и ширине медицинских бинтов: _1,0 м и см", "Разрывная нагрузка полоски нестерильного бинта размером 50х200 мм: Не менее 7 (69) Не менее 7 (69)", "Разрывная нагрузка полоски стерильного бинта размером 50х200 мм: Не менее 6 (59) кгс (Н)", "Белизна бинтов: Не менее 70%", "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Удлинение при разрыве перчаток до и после ускоренного старения: Не менее 400%. Усилие при разрыве перчаток до и после ускоренного старения: Не менее 6 Н" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Кроме того, учитывая, что объектом закупки является оказание транспортных услуг, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в первой части заявки на участие в Аукциона в отношении товаров "Огнетушитель автомобилей 1, 2 и 3", "Видеорегистратор автомобилей 1, 2 и 3", "Аптечка автомобилей 1, 2 и 3", поскольку такие товары не являются объектом закупки.
Также при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащейся в части IV документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N529-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора стран мира")". Вместе с тем, Законом о контрактной системе вышеуказанное требование не предусмотрено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Заказчиков в документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок оплаты оказания услуг.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 3.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик оплачивает Услуги Исполнителя, оказанные в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в настоящем Контракте, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами настоящего Контракта Акта о приемке оказанных Услуг, экспертизы результатов исполнения Контракта в течение 10 (десяти) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета на оплату за соответствующий этап".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок оплаты оказания услуг, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Решением Комиссии от 15.01.2018 по делу N 18/44/105/23 в действиях Заказчика выявлено, в том числе, нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии разночтения в документации об Аукционе в части срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной в части установления ненадлежащим образом срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе, в части установления требования к участнику Аукциона об отсутствии сведений об участнике Аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, в части установления ненадлежащих требований к составу первой части заявки на участие в Аукционе, а также в части установления ненадлежащего срока оплаты оказания услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1 статьи 34, части 6 статьи 31, части 6 статьи 63, пунктов 1, 2, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении выявленного нарушения, указанного в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 4, 5, 6 мотивировочной части настоящего решения выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок на основании решения от 15.01.2018 по делу N 18/44/105/23, предписание не выдавать.
5. Передать материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 1, 3 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 4, 5, 6 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решений от 15.01.2018 по делу N 18/44/105/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 февраля 2018 г. N 18/44/105/117
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018