08.02.2018 |
Москва |
|
|
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик) при проведении:
- Открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому регулированию и стандартизации в интересах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2014 году для субъектов малого предпринимательства (лоты NN 2.2, 2.9, 2.10, 2.25, 2.39, 2.40) (номер извещения - 0173100009213000047) (далее - Конкурс N1);
- Открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому регулированию и стандартизации в интересах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2013 году (для субъектов малого предпринимательства), (лоты NN 2.22, 2.34, 2.35, 2.69) (номер извещения - 0173100009213000031) (далее - Конкурс N2);
- Открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому регулированию и стандартизации в интересах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2013 году (лоты NN 2.10-2.19)(номер извещения - 0173100009213000006) (далее - Конкурс N3), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов)в действиях Заказчика при проведении Конкурсов NN 1-3.
Из обращения следует, что Заказчиком неправомерно проведены Конкурсы NN 1,2 среди субъектов малого предпринимательства (далее - СМП). Также указанное обращение содержит информацию о возможном нарушении Заказчиком Закона о размещении заказов при проведении Конкурса N3.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N1, Конкурсной документацией об открытом конкурсе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса N1 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 16.12.2013;
2) дата вскрытия конвертов с заявками - 05.02.2014;
3) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N1 - 11.02.2014.
лот N 2.2:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.2 - 6 220 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N1 по лоту N 2.2 подана 1 заявка от участника Конкурса N1 по лоту N 2.2 - ООО "ИЦ "ЦНИП СДП";
3) Заказчиком 24.02.2014 заключен контракт N 130-35 с ООО "ИЦ "ЦНИП СДП" по цене 6 220000 рублей.
лот N 2.9:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.9 - 8 940 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N1 по лоту N 2.9 подана 1 заявка от участника Конкурса N1 по лоту N 2.9 - АНО "НТЦСЭ "ИСЭП";
3) Заказчиком 26.02.2014 заключен контракт N130-46 с АНО "НТЦСЭ "ИСЭП" по цене 8 940 000 рублей.
лот N 2.10:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.10 - 5 620 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N1 по лоту N 2.10 подана 1 заявка от участника Конкурса N1 по лоту N 2.10 - АНО "НТЦИ";
3) Заказчиком 24.02.2014 заключен контракт N130-36 с АНО "НТЦИ" по цене 5 620 000 рублей.
лот N 2.25:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.25 - 8 015 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N1 по лоту N 2.25 подана 1 заявка от участника Конкурса N1 по лоту N 2.25 - ООО "Медтехстандарт";
3) Заказчиком 26.02.2014 заключен контракт N 130-47 с ООО "Медтехстандарт" по цене 8 015 00 рублей.
лот N 2.39:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.39 - 9 330 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N1 по лоту N 2.39 подана 1 заявка от участника Конкурса N1 по лоту N 2.39 - АНО "НИЦ "Кубаньагростандарт";
3) Заказчиком 26.02.2014 заключен контракт N 130-48 с АНО "НИЦ "Кубаньагростандарт" по цене 9 330 000 рублей.
лот N 2.40:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.40 - 10 720 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N1 по лоту N 2.40 подана 1 заявка от участника Конкурса N1 по лоту N 2.40 - ООО "НТК "Молочная индустрия";
3) Заказчиком 26.02.2014 заключен контракт N 130-49 с ООО "НТК "Молочная индустрия" по цене 10 720 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N2, Конкурсной документацией об открытом конкурсе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса N2 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 08.07.2013;
2) дата вскрытия конвертов с заявками - 15.08.2013;
3) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N2 - 19.08.2013.
лот N 2.22:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.22 - 1 530 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N2 по лоту N 2.22 подана 1 заявка от участника Конкурса N2 по лоту N 2.22 - ООО "Технонефтегаз";
3) Заказчиком 09.09.2013 заключен контракт N130-305 с ООО "Технонефтегаз" по цене 1 530 000 рублей.
лот N 2.34:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.34 - 3 530 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N2 по лоту N 2.22 подана 1 заявка от участника Конкурса N2 по лоту N 2.22 - ООО "Технонефтегаз";
3) Заказчиком 09.09.2013 заключен контракт N130-305 с ООО "Технонефтегаз" по цене 3 530 000 рублей.
лот N 2.35:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.35 - 8 810 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N2 по лоту N 2.35 подана 1 заявка от участника Конкурса N2 по лоту N 2.35 - АНО "НТЦИ";
3) Заказчиком 30.08.2013 заключен контракт N130-304 с АНО "НТЦИ" по цене 8 810 000 рублей.
лот N 2.69:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.69 - 4 860 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N2 по лоту N 2.69 подана 1 заявка от участника Конкурса N2 по лоту N 2.69 - АНО "НТЦИ";
3) Заказчиком 11.09.2013 заключен контракт N130-307 с АНО "НТЦИ" по цене 4 860 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N3, Конкурсной документацией об открытом конкурсе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса N3 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 27.03.2013;
2) дата вскрытия конвертов с заявками - 06.05.2013;
3) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N3 - 14.05.2013.
лот N 2.10:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.10 - 18 230 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.10 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.10 - ООО "Медтехстандарт";
3) Заказчиком 27.05.2013 заключен контракт N130-191 с ООО "Медтехстандарт" по цене 18 230 000 рублей.
лот N 2.11:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.11 - 6 970 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.11 подано 2 заявки от участников Конкурса N3;
3) на участие в Конкурсе N3 по лоту 2.11 допущено 2 заявки на участие в Конкурсе;
4) Заказчиком 31.05.2013 заключен контракт N 130-205 с СРО "Промспорт" по цене 6 273 000 рублей.
лот N 2.12:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.12 - 4 670 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.12 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.12 - ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ";
3) Заказчиком 30.05.2013 заключен контракт N130-203 с ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" по цене 4 670 000 рублей.
лот N 2.13:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.13 - 27 090 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.13 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.13 - ОАО "ВНИИС";
3) Заказчиком 27.05.2013 заключен контракт N130-195 с ОАО "ВНИИС" по цене 27 090 000 рублей.
лот N 2.14:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.14 - 33 960 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.14 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.14 - ОАО "ВНИИС";
3) Заказчиком 27.05.2013 заключен контракт N130-196 с ОАО "ВНИИС" по цене 33 960 000 рублей.
лот N 2.15:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.15 - 2 280 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.15 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.15 - ФГУП "ВНИИМС";
3) Заказчиком 29.05.2013 заключен контракт N130-201 с ФГУП "ВНИИМС"по цене 2 280 000 рублей.
лот N 2.16:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.16 - 2 830 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.16 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.16 - ФГУП "ВНИИМС";
3) Заказчиком 27.05.2013 заключен контракт N130-192 с ФГУП "ВНИИМС"по цене 2 830 000 рублей.
лот N 2.17:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.17 - 8 960 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.17 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.17 - ООО "НТК "Молочная индустрия";
3) Заказчиком 30.05.2013 заключен контракт N130-204 с ООО "НТК "Молочная индустрия" по цене 8 960 000 рублей.
лот N 2.18:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.18 - 7 900 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.18 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.18 - АНО "НИЦ "Кубаньагростандарт";
3) Заказчиком 27.05.2013 заключен контракт N130-193 с АНО "НИЦ "Кубаньагростандарт" по цене 7 900 000 рублей.
лот N 2.19:
1) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2.19 - 2 830 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе N3 по лоту N 2.19 подана 1 заявка от участника Конкурса N3 по лоту N 2.19 - ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ";
3) Заказчиком 27.05.2013 заключен контракт N130-192 с ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" по цене 2 830 000 рублей.
Согласно поступившему в ФАС России обращению Заказчик неправомерно ограничил количество участников Конкурсов NN 1,2 в электронной форме, поскольку Заказчиком в нарушение положений Закона о размещении заказов осуществлены Конкурсы NN 1,2 среди субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Конкурсов NN 1,2,3 осуществлялось в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. Согласно части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень товаров).
Из указанных норм права следует, что государственный заказчик самостоятельно выбирает одну или несколько позиций из Перечня товаров, способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок) и устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных частью 1.1 статьи 15 Закона о размещении заказов, для начальных (максимальных) цен контракта (цен лотов).
На заседании Комиссии установлено, что при размещении Конкурсов NN 1,2 применен подкласс 7425010 "Услуги в области разработки нормативно - технических документов". В соответствии с ОКПД ОК 004-93 подкласс 7425010 "Услуги в области разработки нормативно - технических документов" относится к классу 7420000"Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства; услуги по техническим испытаниям и анализу; услуги по вопросам сертификации продукции и аттестации производств; услуги поверочных метрологических служб; услуги по вопросам стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий", включенному в вышеуказанный Перечень.
Поскольку цены лотов по Конкурсам NN 1,2 не превышают 15 миллионов рублей в соответствии с положениями части 1.1 статьи 15 Закона о размещении заказов. Довод обращения о том, что Заказчиком неправомерно размещены Конкурсы NN 1,2 среди субъектов малого предпринимательства не нашел своего подтверждения.
При этом Комиссия отмечает, что Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники Конкурсов NN 1,2 являются субъектами малого предпринимательства. В связи с изложенным Комиссии не представляется возможным сделать вывод о правомерности допуска вышеуказанных участников Конкурсов NN1,2 к участию в соответствующих конкурентных процедурах.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что отсутствие возможности предоставления вышеуказанной информации связано с утерей документов.
Комиссия также отмечает, что согласно части 15 статьи 28 Закона о размещении заказов протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, и разъяснения конкурсной документации, а также аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранятся заказчиком, уполномоченным органом не менее чем три года.
2. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В ходе заседания Комиссии установлено, что документации по Конкурсам NN 1,2,3 содержат идентичный порядок оценки, а именно в соответствии с пунктом 7.1.3 Информационной карты документаций по Конкурсам NN 1,2,3 критерию "качество работ и (или) квалификация участника конкурса" Заказчиком присвоена значимость 20%. При этом Заказчиком установлено максимальное значение баллов по каждому показателю критерия "качество работ, услуг и квалификация участника конкурса": "Соответствие уровня квалификации персонала участника конкурса тематике работы и требованиям конкурсной документации - 0-20 баллов"; "Опыт выполнения работ по тематике исследования (за последние 5 лет) - 0-20 баллов"; "Квалификация персонала участника и профессиональная репутация, опыт работы научного руководителя и специалистов экспертов, наличие сотрудников с ученой степенью, имеющих публикации, премии, награды, участвовавших в международных проектах - 0-20 баллов";"Соответствие предлагаемого содержания работ и ожидаемых результатов техническому заданию - 0-20 баллов"; "Наличие у Участника конкурса системы менеджмента качества в области деятельности, связанной с тематикой работы - 0-20 баллов" (далее-Подкритерии).
Таким образом, в документации по Конкурсам NN 1,2,3 Заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок позволяющий определить зависимость между предоставляемой информацией и присваиваемыми балами по Подкритериям, что является нарушением пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
На заседании Комиссии при изучении документаций по Конкурсам NN 1,2,3 на Официальном сайте, Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит источники информации о ценах, которые учитывались Заказчиком при расчете начальных (максимальных) цен контрактов заключенных по результатам проведения Конкурсов NN 1,2,3.
Таким образом, действия Заказчика, опубликовавшего на Официальном сайте Конкурсную документацию, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, нарушают часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1010/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 15 части 4 статьи 22, части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурсу N 1 по лотам NN2.2, 2.9, 2.10, 2.25, 2.39, 2.40; Конкурсу N 2 по лотам NN 2.22, 2.34, 2.35, 2.69; Конкурсу N3 по лотам NN 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17, 2.18, 2.19 заключены контракты, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 февраля 2018 г. N П-14/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018