Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N82/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300132517000358 "Закупка реагентов и расходных материалов для гистологии в 2018 году" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Новожилова А.А.), представителя Заказчика (Косухина Р.В.), в отсутствии представителей Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300132517000358 от 28.12.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 10600000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.01.2018 года в 09 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик необоснованно установил в документации об аукционе требование о поставке биопсийных кассет (позиция N1) и реагента (позиция N3), поскольку единственным производителем данных товаров является компания "Diapath". В отношении красителей гематоксилин и эозин Заявитель указал, что данные позиции Технического задания являются уникальными и производятся только ООО "Эргопродакшн", которая является подразделением ООО "Биовиктрум" и препятствует распространению своей продукции среди прочих участников рынка. По товару монтирующая среда без ксилола Заявитель указал, его может поставить только ООО "Биолайн", которое сотрудничает с компанией Leica, по товару камера (позиция N12) - единственный поставщик ООО "Оптэк".
От доводов жалобы по позициям краситель Азур эозин по Романовскому и фиксатор-краситель эозин метиленовый синий по Май-Грюнвальду представитель Заявителя на заседании Комиссии отказался, просил жалобу в данной части не рассматривать.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона предусматривает, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Часть 2 ст. 33 Закона предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако Заказчик, осуществляющий закупку в соответствии с положениями Закона, при описании объекта закупки должен таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В разделе 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе Заказчик установил:
3.1. Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе:
заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
По мнению заявителя, Заказчик включил в один лот товары, производимые широким кругом компаний и эксклюзивные товары, производимые единственным производителем или поставляемые единственным поставщиком.
Однако, согласно письменным пояснениям Заказчика товары по позициям: N 3 Реагент, N 5 Краситель Гематоксилин, N 6 Краситель Эозин приложения N 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание) не являются уникальными и производятся не только компанией ООО "ЭргоПродакшн", а также компаниями "Bio-Optica" и "Diapath". Гематоксилин и эозин также предлагает компания "Диа-М", российские аналоги производит и реализует ООО "Первая Лабораторная Компания". Позиция N 12 - камера, является расходным материалом к цитоцентрифуге Cytospin фирмы Thermo Shandon, имеющейся у Заказчика, реализуется не только компанией "Оптэк", но, также, например, компанией "Диа-М".
Заказчик при описании товара не указал на конкретных производителей, а указал характеристики, наличие которых будет способствовать эффективному оказанию своевременной и безопасной медицинской помощи.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что ему неизвестно, товар какой марки или производителя будет поставлен в рамках аукциона. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объеме, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и норм закона. Отслеживание межкорпоративных и технологических связей производителей и поставщиков не входит в обязанности Заказчика.
Кроме того, в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что "по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Заявитель в поданной жалобе не представил доказательств, ограничивающих его право на участие в закупке. Данные доводы жалобы следует признать необоснованными.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Организатору совместного аукциона, Заказчикам, аукционной комиссии возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
3. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 января 2018 г. N 82/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018