Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУ "Центр физической культуры, спорта и здоровья Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
ООО "Охранная организация "АГЕМА" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2540-ЭП/18 от 31.01.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по физической охране объекта Ледовая Арена (извещение номер 0372200288517000067) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.12.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200288517000067. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 984 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Охранная организация "АГЕМА" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке конкурсных заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлены следующие положения:
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих показателей, указанных в таблице N1:
Таблица N 1
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Значимость показателя,% |
1. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
60 |
2. |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
40 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному критерию значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется по формуле:
НЦБi = НЦБi1 + НЦБi2, где:
НЦБi- количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по 2-м показателям.
Сумма максимальных значений всех показателей составляет 100 баллов.
Начисление баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" производится в соответствии со шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Кол-во присуждаемых баллов |
1. |
Документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют требованиям пункта 13.2 конкурсной документации. |
0 баллов |
2. |
Представлены сведения и документы о наличии у участника конкурса не менее 15 охранников, имеющих опыт работы аналогичный предмету конкурса, и имеющих лицензии, среди которых: - не менее 3 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 1 года; - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 3 лет; - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет; |
20 баллов |
3 |
Представлены сведения и документы о наличии у участника конкурса не менее 15 охранников, имеющих опыт работы аналогичный предмету конкурса, и имеющих лицензии, среди которых: - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 1 года; - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет среди которых не менее 3 лицензированных охранников имеют лицензию частного охранника не ниже 6 разряда; - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 10 лет. |
60 баллов |
4. |
Представлены сведения и документы о наличии у участника конкурса не менее 25 охранников, имеющих опыт работы аналогичный предмету конкурса, и имеющих лицензии, среди которых: - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 1 года; - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет среди которых не менее 3 лицензированных охранников имеют лицензию частного охранника не ниже 6 разряда; - не менее 5 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 10 лет; - не менее 3 лицензированных охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 6 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 15 лет. |
100 баллов |
Участнику закупки в соответствии с представленными в составе заявки сведениями и документами в соответствии со шкалой оценки начисляется либо 100 баллов, либо 60 баллов, либо 20 баллов, либо 0 баллов.
В случае если в соответствии со шкалой оценки для начисления определенных баллов требуется, чтобы среди общего количества трудовых ресурсов имелось определенное количество лицензируемых охранников с маленьким опытом работы аналогичным предмету конкурса, и определенное количество лицензируемых охранников, но с большим опытом работы аналогичным предмету конкурса, то сотрудники с большим опытом работы не входят в определенное количество охранников с маленьким опытом работы аналогичным предмету конкурса, если они учитываются как сотрудники той же квалификации, но с большим опытом работы аналогичным предмету конкурса.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник представляет сведения по форме "Сведения о наличии в штате организации квалифицированного персонала" (Приложение N 5 к специальной части). В случае отсутствия сведений о сотруднике в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" такой сотрудник не будет учтен при оценке баллов по настоящему показателю критерия оценки.
Сведения, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника, действующей лицензии частного охранника (удостоверения частного охранника), приказа о назначении или иного документа подтверждающего принадлежность к участнику конкурса и занятость сотрудника в аналогичной деятельности по объекту закупки настоящей конкурсной документации, трудовой книжки. В случае выявления в предоставленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится" и т.д.
Результаты рассмотрения и оценки заявок отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 22.01.2018 NПРО1.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что конкурсной комиссией Заказчика были неверно применены положения конкурсной документации при рассмотрении и оценке конкурсных заявок участников, ввиду чего доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 48, 50, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Охранная организация "АГЕМА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 февраля 2018 г. N 44-715/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018