В связи с поступившей от ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т" и ООО "Охранное предприятие "СТАФ-охрана" информацией (вх. 1408/18 от 19.01.2018, вх. 1458/18 от 19.01.2018 соответственно) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей:
Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т" (далее - заявитель 1),
ООО "Охранное предприятие "СТАФ-охрана" (далее - заявитель 2),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание охранных услуг (извещение N 0172200005917000039) (далее - конкурс, закупка).
Адрес проверяемой организации: пл. Ломоносова, д. 2, Санкт-Петербург, 191023.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении закупки размещено 08.12.2017 на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 15 058 107,60 руб.
1. Заявитель 1 указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии заказчика в части признания заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации, ссылаясь на то, что в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пп. в) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель).
Конкурсная комиссия рассмотрела заявку ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т" на участие в конкурсе и признала ее несоответствующей требованиям конкурсной документации по причине отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.12.2017, представленной в составе заявки ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т", в разделе "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" указан генеральный директор Репкин А.Н., при этом сведения внесены в реестр 08.08.2014.
Таким образом, в реестр (по состоянию на 25.12.2017) с 08.08.2014 не вносились изменения об изменении генерального директора.
Согласно п. 9.9.1 устава ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т" в редакции от 26.10.2009 "Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором. Генеральный директор Общества избирается Общим собранием участников Общества большинством голосов сроком на 3 (три) года. Генеральный директор Общества без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки".
В составе заявки, в том числе представлен Протокол N 5 внеочередного общего собрания участников от 04.12.2017, согласно которому полномочия генерального директора Репкина А.Н. продлены до 20.07.2020.
Таким образом, ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т" представило требуемую заказчиком информацию.
Следовательно, у конкурсной комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки ООО "Охранное предприятие "ЛВБ-Мониторинг-Т", что является нарушением ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель 1 указывает на то, что заказчиком нарушен порядок и сроки размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на Официальном сайте.
Согласно ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
В извещении о закупке установлено, что дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - 29.12.2017, т.е. заключительный рабочий день в 2017 году.
Протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в конкурсе, на Официальном сайте размещен 09.01.2018, т.е. в первый рабочий день, следующий после 29.12.2017.
Таким образом, в рассмотренной части у Инспекции УФС отсутствуют достаточные основания для установления в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
3. В обращении заявителя 2 указывается на возможные нарушения порядка оценки заявок на участие в конкурсе в действиях конкурсной комиссии заказчика.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно положениям ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС не производит рассмотрение доводов обращения в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе. Инспекция УФАС при рассмотрении обращения проверяет действия комиссии по соблюдению порядка оценки заявок на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации.
В п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Порядок оценки конкурсных заявок установлен заказчиком в п. 11 "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации.
Для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о закупке установил, в том числе следующий критерий: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрен, в том числе следующий показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами в части наличия штатных охранников со стажем работы по специальности 5 лет и более". По данному критерию заказчиком установлена шкала, согласно которой чем больше у участника закупки в наличии штатных охранников со стажем работы по специальности 5 лет и более, тем больше баллов присваивается заявке по данному показателю.
В п. 2.3.2 п. 11 "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлено, что по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами в части наличия штатных охранников со стажем работы по специальности 5 лет и более" предоставляется единый пакет документов, включающий в себя: копию штатного расписания участника, копии удостоверений частного охранника (или иные копии документов о прохождении специального обучения), копии трудовых книжек сотрудников, копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с сотрудником (трудовой договор (при наличии) и/или приказы о назначении и приеме на работу). В случае предоставления не полного пакета документов в отношении сотрудника, комиссия не засчитывает наличие такого сотрудника.
Представители заказчика сообщили, что комиссией не учтены охранники, в отношении которых не представлены все страницы трудовых книжек.
Порядок оценки не содержит положений о том, что при оценке заявок в зачет принимаются трудовые книжки сотрудников с наличием копий всех страниц без исключения.
При этом целью заказчика при выявлении лучших условий выполнения контракта является наличие у участников конкурса большего количества сотрудников с опытом 5 лет и более. Участник закупки, в свою очередь, должен подтвердить то, что сотрудник имеет требуемый опыт и находится в штате участника закупки.
В составе заявки ООО "Охранное предприятие "СТАФ-охрана" представлены копии трудовых книжек сотрудников с копиями страниц, позволяющими идентифицировать сотрудника, установить связь между основной трудовой книжкой и вкладышем (-шами) к ней, установить минимальный стаж более 5 лет.
В трудовых книжках сотрудников могут иметься и имеются записи, не относящиеся к охранной деятельности, а также пустые (незаполненные) страницы. Представление в составе заявки копий таких страниц не соотносится с принципами, установленными в ст. 6 Закона о контрактной системе, и с целями заказчика по выбору наилучшего поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, согласно порядку оценки, установленному в конкурсной документации, у конкурсной комиссии отсутствовали основания для не учета сотрудников ООО "Охранное предприятие "СТАФ-охрана" при условии наличия в заявке необходимых копий страниц трудовых книжек, подтверждающих соответствующий стаж охранников, и при представлении полного пакета документов, предусмотренного п. 2.3.2 п. 11 части II конкурсной документации.
Следовательно, в действиях конкурсной комиссии заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
4. Согласно ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в ч. 10 и ч. 11 ст. 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
В п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Анализ Официального сайта показал отсутствие приложений к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе, а именно предложений участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
5. Установлено, что контракт по результатам закупки заключен.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 2 ст. 53, ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
4. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика и членов комиссии заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 февраля 2018 г. N 11-30/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018